Версия // Общество // Новая концепция предусматривает постоянное дежурство судов-арсеналов

Новая концепция предусматривает постоянное дежурство судов-арсеналов

5242

Командование морских перевозок США

Новая концепция предусматривает постоянное дежурство судов-арсеналов
В разделе

Структура вооруженных сил развитых стран примерно одинакова. Если говорить о военно-морском флоте, то в него входят подводные лодки (когда страна входит в «ядерный клуб» – то с баллистическими, или крылатыми ракетами), надводные корабли различных классов, включая авианосцы и десантные корабли, вспомогательный флот и Береговая охрана, которая подчиняется пограничникам, или является самостоятельной структурой.

Сюжет: Армия

В некоторых странах есть еще и береговая оборона, подчиненная флоту. Конечно, различия существуют, и объясняются они финансовыми возможностями и индивидуальными подходами к планируемым боевым действиям, но, в целом, структура похожа. В мире есть одно исключение – США. В её ВМФ есть структура, которой нет ни в одном из флотов мира. В этой статье мы расскажем о Командовании морских перевозок США, и тех целях и задачах, которые ставит перед ним высшее руководство страны.

Потребности Америки

Прежде, чем начинать рассказ об особенностях Командования морских перевозок США, необходимо сделать небольшое пояснение. Все флоты развитых стран имеют необходимые силы и средства для решения поставленных перед ними задач. Так, если стоит задача по высадки морского десанта, то её можно решить с помощью, так называемой «загоризонтной высадки». Универсальные десантные корабли с транспортными вертолетами на борту могут высадить морских пехотинцев по воздуху, а скоростные корабли (катера на воздушной подушке, или на воздушной каверне, просто десантные катара) доставляют на берег технику. В случае необходимости можно привлечь десантные корабли-доки или большие десантные корабли – БДК. Если нужно перевести военную технику в зону боевых действий, используются мореходные БДК, что производилось в Сирии, или во время СВО. В случае необходимости, для переброски военного контингента используются специальные военные транспорты. Конечно, у каждого флота в силу своих задач количество и тип десантных судов различаются. В случае большого серьезного конфликта, или войны, мобилизуются суда торгового флота. Во время Фолклендского кризиса, ВМФ Великобритании мобилизовали несколько трансатлантических и круизных лайнеров в качестве военных транспортов и госпитальных судов. Мобилизовали даже самый крупный в то время трансатлантический лайнер «Куин Элизабет 2». Об этом смотри статью «Авианесущий контейнеровоз Её королевского величества».

После окончания Второй мировой войны США стала одной из двух сверхдержав. Но, в отличие от СССР, у «мирового гегемона» интересы и, соответственно, базы были на всех континентах, кроме Антарктиды. Перед американскими генералами встала нетривиальная задача. Если переброску личного состава на большие расстояния можно было организовать рейсами тяжелых транспортных самолетов (в крайнем случае, можно было зафрахтовать нужное количество гражданских пассажирских лайнеров), переброска тяжелой военной техники в большом количестве было сложной, подчас неразрешимой задачей. Необходимо было создавать отдельную от ВМФ структуру, которая отвечала бы за переброску военной техники в любую точку мира, не отвлекая десантные корабли своего ВМФ. В других странах аналога подобной структуры нет.

Military Sealift Command MSC – Командование морских перевозок КМП

Главной отличительной особенностью КМП является то, что оно отвечает за организацию морских перевозок в интересах всех видов вооруженных сил США, и некоторых других государственных ведомств. Создано Командование в далеком уже 1949 году. Первый раз КМП было задействовано через 9 месяцев после своего создания, в 1950 году, когда перебросила 24 пехотную дивизию из Японии в корейский порт Пусан. Во время Вьетнамской войны КМП перевезло 54 миллиона тонн военных грузов и 8 миллионов тонн топлива. Вьетнамская война стала последней, когда КМП перебрасывала войска морем. После Вьетнама переброску личного состава передали авиации. Во время войны в Персидском заливе Командование морских перевозок доставило 12 миллионов тонн военных грузов. Во время этой войны флот КМП состоял из 230 собственных и зафрахтованных транспортных судов различного назначения. Флот КМП поставлял грузы для американских войск, находящихся в Ираке и Афганистане.

Второй особенностью КМП является наличие гражданских экипажей на судах, перевозящих исключительно военные грузы. Возможно, таким образом экономиться бюджет Пентагона. Суда КМП имеют своё тактическое обозначение. Но командует в структуре военный, имеющий адмиральское звание. На апрель 2024 года это действующий контр-адмирал. Боевые корабли и вспомогательные суда военно-морского флота перед названием имеют префикс USS, а суда Командования – USNS. После префикса расположена буква Т и обозначение класса и названия конкретного судна. Внешне, они окрашены – как все корабли и вспомогательные суда ВМФ – шаровой краской, но имеют свое условное обозначение – на трубе две широкие полосы голубого и желтого цвета. Это сочетание цветов повторяет государственный флаг Украины, но никакого отношения Командование морских перевозок к Незалежной не имеет. Штаб КМП находится в Норфорле, США.

Суда Командования морских перевозок

Многообразие типов и классов судов, входящих в КМП, или зафрахтованных им, определяется задачами, которые решает Командование.

Боевое обеспечение. Им занимаются 32 судна, входящих в состав КМП. Это транспорты боеприпасов, универсальные суда снабжения, танкеры.

Морские перевозки. Это перевозки в интересах Пентагона, но не в «горячие точки», а на многочисленные базы, разбросанные по всему миру. Такие перевозки осуществляются на коммерческих судах, которые Пентагон фрахтует или на длительный срок, или на один рейс. В качестве примера такого фрахтования можно вспомнить историю 2006 года, когда в порту Феодисия в Крыму была выгружена американская техника, а в городе разместили американских солдат. Негодование крымчан было настолько велико, что порт Феодосии круглосуточно блокировали горожане. Это заставило тогдашнего президента Украины Ющенко отказаться от планов совместных украинско-американских маневров в Крыму. Для спешной эвакуации техники из порта Феодосия был зафрахтован российский сухогруз ледового класса «Анатолий Колесниченко» проекта СА-15 (так называемые «морковки»). Дело в том, что эти суда, построенные еще во времена СССР, были рассчитаны на перевозку особо тяжелой техники, включая танки. Сегодня такие перевозки по всему миру проводят зафрахтованные гражданские контейнеровозы, ролкеры, универсальные сухогрузные суда, лихтеровозы и танкеры.

Препозиционирование. Очень интересный новый прием, который сегодня активно используется американским флотом и вооруженными силами вообще. Строятся, или переоборудуются специальные суда-склады и суда-арсеналы. Полностью загруженные, они находятся в американских портах в режиме постоянной готовности к выходу. Такие суда-арсеналы сведены в 4 группы – Атлантическую (штаб в Норфолке), Тихоокеанскую (штаб в Сан-Диего), группу Индийского океана (штаб в Диего-Гарсия) и группу Персидского залива (штаб в Бахрейне).

Суда специальных задач и поддержки. К первым относятся океанографические суда, суда измерительного комплекса, опытовые и научно-исследовательские суда. К судам поддержки относятся штабные суда, плавбазы, океанские буксиры, кабелеукладчики.

В состав командование входило даже одно бывшее советское торговое судно. В 1975-1980 годах состав Черноморского морского пароходства пополнился тремя океанским газотурбоходами роолкерами типа «Капитан Смирнов» проекта 1609 шифр «Атлантика». Четвертое судно этого типа «Владимир Васляев» был введен в строй позже, в 1987 году. Это были быстроходные суда – максимальная скорость достигала 26 узлов – около 50 км/ч. Это очень большая скорость для торговых судов. Водоизмещение ролкеров проекта 1609 составляло 20 000 тонн, дальность плавания составляла 20 000 морских миль – около 37 000 км – экономическим ходом. По сути, это был военный транспорт, способный доставить усиленный батальон морской пехоты со всей необходимой техникой в любой район Мирового океана. При развале СССР все четыре судна типа «Капитан Смирнов» достались Украине. Руководство Черноморского морского пароходства продало все четыре судна компаниям «Global Container Lines» и «Marianna Shipbuilding Ltd». В начале XXI века три из них были проданы на металлолом в Индию, а «Владимир Васляев» купило Командование морских перевозок США. После переоборудования и переименования USNS LCPL «Roy M. Wheat» T-AK-3016 стал одним из лучших судок КМП и прослужил до 2021 года.

Принципиально новые корабли

Скоростные транспорты-катамараны. В конце ХХ века австралийская судостроительная компания «Austal» разработала и наладила серийное производство новых типов гражданских судов высокоскоростных паромов-катамаранов. Новые паромы сделаны из алюминия, способны развивать скорость 35-45 узлов (65-83 км/ч) и имеют дальность плавания до 1 400 морских миль – около 2 200 км. Кроме 200-300 машин (это зависит от проекта парома), такого типа корабли перевозят до 1 500 пассажиров. Первоначально, заказы были только на гражданские паромы, популярность которых стремительно росла по всему миру. Может быть, читатели были в порту Хельсинки, или Таллина, и видели скоростные паромы «Морская кошка» компании «Силья Лайн» и «Автоэкспресс» компании «Таллинк». Они построены в Австралии. Пентагон не мог пройти мимо такой возможности по скоростной доставке солдат и техники. По американскому заказу был разработан военно-транспортный вариант такого парома-катамарана. От гражданского варианта он отличается наличием вертолетной площадки для посадки вертолета типа «Си. хоук». Количество заказов от Командования морских перевозок побудило «Austal» открыть еще одну верфь в США, на которой строят только военно-транспортные катамараны. На сегодня в составе КМП находятся 17 катамаранов типа Spearhead EPF .Из-за обрушения моста в Балтиморе, в порту города оказались заблокированы несколько судов КМП, в том числе и скоростные транспорты-катамараны.

Экспедиционная мобильная база ESD. Концепция препозиционирования, по мнению американских адмиралов, перспективное направление развития флота КМП. Однако, было решено двигаться в этом направлении дальше, и создать судно-базу, которое должно находиться в постоянной готовности не на американской базе в тылу, а непосредственно в районе проведения операций, или в районе напряженности – конфликта. Так появились корабли типа USNS «Montford Point» ESD-1. Идея создания подобных судов-баз и арсеналов была подхвачена в нескольких странах, одной из которых стал извечный противник США Иран. Американцы переделывают свои суда-базы из супертанкеров, иранцы – из контейнеровозов. По сути, это судно – арсенал оружия различного назначения, максимально приближенное в мирное время к возможному месту будущего конфликта.

Развивая новые направления, Командование морских перевозок США не забывают и классические типы судов, используемые для обеспечения своих вооруженных сил.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.04.2024 10:00
Комментарии 0
Наверх