Ведомством возбуждено новое дело по хищению российских вагонов на Украине. Крупнейшие российские операторы оценивают причиненный ущерб в несколько миллиардов рублей.
Как сообщает РБК в своем эксклюзиве, в начале этого года следственные органы МВД инициировали уголовное дело по факту отмывания или легализации средств, полученных преступным путем (ч. 4 ст. 174.1 УК). Дело было возбуждено против неустановленных лиц после того, как в феврале 2022 года Украина «захватила» грузовые вагоны, принадлежащие собственникам России и Белоруссии, которые до сих пор находятся на территории страны. Об этом сообщил источник, знакомый с делом, информацию подтвердил и другой аналогичный источник.
За это преступление предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до семи лет. Представители ряда груз перевозочных компаний проинформировали, что Украина «захватила» более 17 тысяч вагонов различных типов, стоимость которых превышает $1,1 миллиарда. Эти вагоны были арестованы Шевченковским районным судом Киева по просьбе следователей в рамках уголовного дела, возбужденного украинской стороной в апреле 2022 года по факту уклонения от уплаты налогов. В результате этого расследования затрагивается примерно 200 российских и белорусских фирм.
Вагоны компаний из России размещались на Украине с декабря 2021 года до 23 февраля 2022 года, в них перевозились грузы для железнодорожных перевозчиков. Михаил Бурмистров, генеральный директор компании «INFOLine-Аналитики», сообщил, что до 2022 года движение по колее шириной 1520 мм, привычной для России и стран СНГ, было «совершенно прозрачным», и часть вагонов оказалась на территории Украины.
Арест подвижного состава производился в рамках дела о неуплате налогов за 2020-2022 годы, несмотря на то, что в это время действовало соглашение об избежание двойного налогообложения между странами. Судебный эксперт группы Veta, Александр Терентьев, пояснил, что если такое соглашение имеется, компании обязаны платить налоги однократно, в основном по месту регистрации, добавив, что законность обвинений в неуплате налогов в соответствии с соглашением вызывает сомнения.
После ареста вагоны были переданы на хранение государственной железной дороге Украины (АО «Укрзализныця») в качестве вещественного доказательства, и с правом коммерческого использования до получения доходов от их эксплуатации.
По информации источников РБК, среди владельцев арестованных 17 тысяч вагонов находятся крупнейшие российские операторы.
Однако это дело об отмывании денежных средств не является единственным в России: также в полиции было возбуждено несколько уголовных дел по обвинению в «Краже» (ст. 158 УК), в ходе которых установлено, что вагоны используются для военных нужд Украины. Пострадавшими по этим делам признаны несколько российских компаний.
В ноябре 2022 года Союз операторов железнодорожного транспорта обратился в Минтранс с просьбой разработать проект постановления о компенсации владельцам вагонов убытков, понесённых из-за частичной утраты парка на Украине и в Финляндии. По оценкам союза, за границей на тот момент находилось около 16 тысяч единиц подвижного состава, что составляло более 1% от общего парка России, а компенсация за их задержание тогда оценивалась в 32 миллиарда рублей.
Давно мы не слышали стоны.... о вагонах.