Версия // Общество // МиГ-25 безнаказанно летал в воздушном пространстве Ближнего Востока

МиГ-25 безнаказанно летал в воздушном пространстве Ближнего Востока

18566

«Летучая лисица» над Израилем

6
В разделе

Эта история произошла в далёком уже 1971 году. Последствия её можно наблюдать и сегодня. Израиль всегда был государством, очень трепетно относящимся к своим вооруженным силам вообще, и к авиации в частности. Политическое руководство страны поставило задачу, чтобы ВВС Израиля имели подавляющее преимущество над авиацией всех потенциальных противников. Но появляется самолет, который во время очередной арабо-израильской войны безнаказанно пересекает воздушное пространство страны, а ВВС и ПВО просто не успевают отреагировать на такой пролет! Израильтянам пришлось кардинально пересмотреть систему безопасности страны. Об этих событиях мы расскажем в статье.

Начало

С момента своего основания 14 мая 1948 года почти всю вторую половину ХХ века Израиль воевал со своими соседями. Одной из самых важных для взаимоотношений Израиля и арабского мира была так называемая «шестидневная война» 1967 года. В результате её Египет был на грани унизительного поражения, и только вмешательство СССР и советских военных советников, работающих на советской боевой технике, позволило закончить «шестидневную войну» боевой ничьей.

Египтяне жаждали реванша и израильской крови. Было принято решение о новой войне и разработана наступательная операция «Высокие минареты». Всё упиралось в одну неприятную проблему – Египет своими силами не мог провести воздушную разведку израильских позиций по линии Бар – Лева и в глубине Синайского полуострова. Уже тогда ВВС Израиля представляли собой внушительную силу, которая просто не позволяла вести воздушную разведку своих позиций. Сначала египтяне пытались провести разведку своими силами. Так 11 сентября 1969 года произошел крупный бой, в котором Египет потерял 11 самолетов Су-7 и Миг-21 – 7 сбили израильские «Миражи», а 4 записало на свой счет ПВО. Израиль потерял один «Мираж». Египетские летчики пытались летать с различных направлений, но всё равно информации у египетских генералов было критически мало. Стало ясно, что проблему с воздушной разведкой надо как-то решать.

МиГ-25

К тому времени в СССР был принят на вооружение один знаковый для своего времени самолет – истребитель ПВО страны МиГ-25. По законам «холодной войны» его появление было связано с постройкой в США нового «стратега» - сверхзвукового ракетоносца ХВ-70 «Valkyrie» - Валькирия. Самолет для своего времени был революционный. Он стал бы очень опасным противником для ПВО СССР. Этот ракетоносец компании North American имел дальность полета в зависимости от загрузки вооружения от 5 000 до 7 000 км при максимальной скорости в 3 Маха – три скорости звука. Бомбовая нагрузка бомбардировщика была почти 30 тонн. Противостоять такому самолету в СССР было не чем. Поэтому специально для борьбы с «Валькирией» и стратегическим самолетом-разведчиком Lockheed SR-71 «Blackbird»  -  Чёрный дрозд был создан сверхзвуковой истребитель-перехватчик ПВО страны МиГ-25, максимальная скорость которого составляла 3 000 км/ч – те же 3 Маха. Было выпущено 1190 самолетов различных модификаций. Одной из модификаций был разведывательный самолет МиГ-25Р. МиГ-25 продавался в Болгарию, Индию, Алжир, Сирию, Ирак, Ливию, КНДР. После распада СССР МиГ-25 стоял на вооружении восьми независимых стран – бывших союзных республик. Сейчас стоит на вооружении в Алжире и Сирии. Самолет участвовал почти во всех войнах и конфликтах на Ближнем Востоке. По ряду причин «Валькирия» в серию не пошла, и МиГ-25 стал единственным уникальным скоростным самолетом в ВВС СССР.

В небе Израиля

Для Советского Союза все арабо-израильские войны были возможностью обкатать новое оружие. Как это не цинично звучит, но локальные войны для стран с развитой военной промышленностью – отличные полигоны, где в реальной обстановке проходят испытания новейшие образцы вооружений. Поэтому руководство Советского Союза приняло решение о направлении в Египет группы лётчиков-испытателей и четырех самолетов МиГ-25Р. Советский «трёхмаховый» самолет должен был бросить вызов ВВС Израиля. Поддержка у наших летчиков была отличной. Группу сопровождали не просто авиационные техники, а лучшие специалисты из НИИ ВВС, КБ Микояна и КБ по системам самолета. Для обслуживания четырех самолетов была создана группа из 500 специалистов! «Микояновцы» горели желанием доказать военным, что создали уникальный самолет, опередивший время. Командиром группы летчиков-испытателей был полковник Бежевец – он принимал участие в испытаниях всех прототипов МиГ-25. Как водится в таких случаях, прибытие самолетов, лётчиков, конструкторов и техников было окружено завесой строжайшей секретности. Эта секретность продержалась целых три дня. На четвертый, в одной из египетских газет была опубликована информация о том, что «В Египет прибыли новейшие советские самолеты». В статье приводились ТТХ МиГ-25 – правда, не очень точные – и, самое главное, фотография самолета! Правда, на фотографии был изображён Ту-22. Но на этом секретность пребывания МиГ-25 в Египте закончилась.

По теме

Информация о том, что Советский Союз доставил в Египет какие-то принципиально новые самолеты, дошла, естественно, и до Израиля. Его агентура в египетской армии была достаточно эффективная. Они не совсем понимали, что за самолет привезли русские. Первоначально, израильские военные полагали, что это был «русский SR-71». В принципе, они были правы, не угадав только, что это был не стратегический, а тактический разведчик. У израильтян появились вопросы – это разведчик, или перехватчик? Может ли он нести какое-либо оружие – бомбы, управляемые ракеты? И, самое главное, после испытаний, передаст ли СССР этот самолет арабам? Израильтяне сделали даже запрос американцам. Те ответили, что сами будут наблюдать за будущими полетами. Забегая вперед, скажем, что по-настоящему понять, что собой представляет МиГ-25, на Западе смогли только после того, как Беленко угнал самолет в Японию.

МИГ-25 ВВС Ливии
МИГ-25 ВВС Ливии

Первый полет произошел 19 октября 1971 года. В нём участвовали два МиГ-25. По полетному заданию, самолеты поднялись с авиабазы Бени-Суэф и должны были пролететь вдоль береговой линии Израиля. Летчикам было запрещено приближаться к воздушной границе Израиля ближе, чем на 40 км. Из-за навигационной ошибки самолеты приблизились к границе Израиля на 29 км. Результаты полета превзошли все ожидания. Арабские генералы получили фотографии, ради которых были потеряны десятки самолетов. Для МиГ-25 было достаточно одного разведывательного полета!

Как отреагировали ВВС и ПВО Израиля на этот полёт? На перехват были подняты несколько пар «Фантомов» и «Миражей». Но это было, что называется, «для очистки совести». Они не успели даже выйти на рубеж атаки. В ПВО было то же самое.

Батарея зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Хок» сопровождали цели, но достать их своими ракетами не могли. Командование ВВС одолевали противоречивые чувства. С одной стороны, было ясно, что прямой угрозы МиГ-25 не представлял, с другой, правительство Израиля крайне нервировало то обстоятельство, что самолет мог безнаказанно пересекать воздушное пространство Израиля. Что делать? Просить у американцев ЗРК «Найк Геркулес», теоретически могущий сбить МиГ-25? Это очень долгий процесс. Атаковать авиабазу, где базируются «двадцать пятые»? Это война с СССР. МиГ-25 надо было сбить в воздухе, можно не над территорией Израиля. Но как? Израильские «Фантомы» были вооружены ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности «Сперроу». Вдогонку стрелять бессмысленно, только на встречных курсах. Но как себя поведет головка самонаведения ракеты в такой атаке, никто не знал.

МИГ-25РБС
МИГ-25РБС

Второй полет МиГ-25 провели 6 ноября 1971 года над Синайским полуостровом. Скорость полета 2,5 Маха. Высота 21 километр. Израильские «Фантомы» успели взлететь, но оказались значительно ниже МиГ-ов. С «Фантомов» на встречных курсах даже были пущены две ракеты, которые взорвались далеко за МиГ-ами. Тогда израильтяне подготовили ещё один план. Его суть была в атаке МиГ-ов в течение нескольких секунд, когда они будут уходить после прохода над целью. Шансов на успешную атаку было совсем мало, но, тем не менее, были выделены дежурные пары «Фантомов» которые находились в круглосуточной готовности, и которых нельзя было поднимать в воздух против каких либо целей, кроме МиГ-25.

По теме

Тем временем, редкие, но регулярные полеты «Летучих лисиц» - так в НАТО называли МиГ-25, продолжались. Последний полет пара МиГ-ов провела 16 мая 1972 года. В этот раз израильтяне чуть было не добились успеха. Пара «двадцать пятых» прошла над Суэцким каналом, вдоль Суэцкого залива до Шарм-эль-Шейха. Первая пара «Фантомов» поднялась слишком поздно, пустила ракеты, которые не попали в цель. Была поднята ещё одна пара «Фантомов» с другой авиабазы, но ПВО Израиля потеряла МиГ-и. И вдруг неожиданно пилот «Фантома» видит МиГ-25 в нескольких сотнях метрах выше себя! «Летучая лисица» сбросила скорость перед посадкой на аэродром, при этом потеряв все свои преимущества. К счастью для пилота МиГ-а, у израильского летчика не хватило времени на выход в атаку и захват головкой ракеты цели. Он только проводил взглядом уходящий самолет.

Командировка МиГ-25 в Египет закончилась неожиданно, что называется, по политическим мотивам. 8 июля 1972 года Президент Египта Анвар Садат через посла в Каире уведомил советское руководство, что Египет больше не нуждается в советской военной помощи, и хочет, чтобы советские военнослужащие через определенное время покинули страну. Командование ВВС Израиля облегчённо выдохнуло.

Но Садат, выдвинув требование о выводе военных, захотел оставить МиГ-25 в стране. Сначала он предлагал за самолеты огромные деньги, а потом просто перегородил танками взлетно-посадочную полосу аэродрома, где базировалась четверка МиГ-25. Этот грабеж удалось остановить только после вмешательства МИД СССР.

Садат не мог предположить, что через год советские военные советники будут снова приглашены в Египет.

Полеты МиГ-25Р на Ближнем Востоке в Советском Союзе породили массу слухов и легенд. Они не влетали в воздушное пространство Израиля – им это было прямо запрещено – но они совершали полеты над Синайским полуостровом, который был оккупирован израильской армией. И ни разу ВВС Израиля не смогли сбить «Летучую лисицу»! А ведь тогда, как впрочем, и сейчас, авиация Израиля была самая мощная и боеспособная в регионе.

Заключение

Прошло время, и на смену МиГ-25 пришел МиГ-31. Внешне они очень похожи. Не специалист не сможет определить, какой самолет на фотографии. Но внешний вид определяется требованиями аэродинамики. Если самолеты работают в одних диапазонах высот и скоростей, они будут похожи. «Тридцать первый» имеет другую авионику и вооружение. В конце нулевых годов стоящие на вооружении МиГ-31 были модернизированы до уровня МиГ-31БМ. Сегодня – это один из основных истребителей-перехватчиков ВКС России, отвечающий за противовоздушную оборону страны.

МИГ-31ДЗ
МИГ-31ДЗ

В 2019 году МиГ-31 показал себя с ещё одной стороны. Эскадрилью из 10 самолетов модернизировали как носитель гиперзвуковых ракет «Кинжал». Такие самолеты получили обозначение МиГ-31К. Скорость МиГ-31 такая же, как у своего предшественника МиГ-25 – на большой высоте 3 400 км/ч (3,4 Маха). Он стал идеальной платформой для запуска гиперзвуковой ракеты. Эскадрилья МиГ-ов находится на опытной эксплуатации в Южном военном округе. Под их прицелом находится всё Средиземное море. Служба «трехмаховых» МиГ-ов продолжается.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.03.2020 14:40
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх