Версия // Общество // Крушение истребителя Су-57 в Хабаровском крае связали с неполадками в системе управления самолёта

Крушение истребителя Су-57 в Хабаровском крае связали с неполадками в системе управления самолёта

11053

Дебютная авария

В разделе

24 декабря произошел авиаинцидент с участием российского истребителя Су-57: он разбился в тайге рядом с Комсомольском-на-Амуре. Летчику удалось вовремя катапультироваться. Причиной аварии могли стать технические неполадки в системе управления самолетом. Случившееся может отсрочить ввод Су-57 на вооружение в ВС РФ.

Первая в истории истребителя пятого поколения Су-57 авария произошла в минувший вторник, 24 декабря. Самолет, принадлежащий Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу (КнААЗ) имени Гагарина, который осуществляет выпуск истребителей данного типа, разбился в 111 километрах от аэродрома базирования. Аварийная система воздушного судна сработала в штатном режиме. Летчик сумел катапультироваться. Он был эвакуирован с помощью вертолета Ми-8 и доставлен в больницу, сейчас его жизни ничто не угрожает. Согласно оценке экспертов, катапульта, установленная на Су-57, гарантированно спасает пилота, даже если ведется перевернутый полет, или самолет ушел в штопор, а также при срабатывании во время разбега на земле.

Разрушений на земле в результате ЧП также не произошло – истребитель рухнул в тайге.

Выяснением причин авиаинцидента займется специальная комиссия под руководством замглавы Минпромторга Олега Бочарова. По предварительной информации, к аварии привели технические неполадки в комплексной системе управления самолетом. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на источник, близкий к военному ведомству. В ряде изданий появились сообщения о проблемах в двигательной системе, но они не нашли подтверждения.

Придется подождать

Согласно информации прессы, участником аварии стал Су-57 с бортовым номером «01 синий», который находился на завершающем этапе испытаний на заводе-производителе. Он был создан в рамках реализации контракта, заключенного между Минобороны и компанией «Сухой» на прошлогоднем форуме «Армия-2018». Условия контракта предполагают поставку в ВС РФ в 2019-2020 годах два истребителя Су-57, оснащенные двигателями «первого этапа». Первый из этих бортов был представлен замглавы Минобороны по вооружению Алексею Криворучко в начале ноября, и тогда же подтвердились планы на передачу самолета с номером «01 синий» до конца 2019 года. После передачи второго самолета, запланированной на 2020 год, объемы производства истребителя на КнААЗ должны вырасти кратно. Всего до 2028 года ВКС должны получить 76 таких самолетов. Изначально речь шла о закупке 16 истребителей, однако производители смогли снизить их стоимость на 20 процентов, что обеспечило возможность закупить большее количество истребителей.

Из-за инцидента в Хабаровском крае армия получит Су-57 только в 2020 году, так как второму борту предстоит пройти масштабную программу летных испытаний. Когда истребитель реально встанет на вооружение, сказать довольно проблематично.

Убытки от аварии лягут на «Сухой», поскольку самолет не успели передать военным. Точная его стоимость неизвестна, однако специалисты оценивают ее в сумму чуть меньше 2 миллиардов рублей. Это меньше, чем стоимость американского истребителя 5-го поколения F-35. Есть информация, что самолет был застрахован.

Отметим, в 2010 году президент России Владимир Путин сообщил, что на первом этапе в создание Су-57 было вложено порядка 30 млрд рублей и примерно такую же сумму остается вложить для завершения программы.

По теме

Самолет пятого поколения

На данный момент в России выпущено 13 экземпляров Су-57, но все они являются опытными. Десять из них – это образцы для летных испытаний, причем у половины этих воздушных судов установлены прототипы двигателей второго этапа. Оставшиеся три истребителя предназначены для наземных испытаний. Таким образом, сейчас нельзя говорить о существовании Су-57 как действующего российского боевого истребителя пятого поколения.

Самолет создавался как одноместный истребитель, соответствующий всем требованиям, которые ВКС России предъявляет к машинам пятого поколения подобного типа. Речь идет о таких характеристиках, как сверхзвуковой полет без форсажа, малая заметность для различных систем обнаружения, высокая маневренность, короткие взлет и посадка.

Су-57 выполнен по технологии малой радиолокационной заметности. Он оснащен «умной» обшивкой, в которую вмонтированы различные датчики и радары. Кроме того, в перспективе самолет должен получить новый двигатель, который позволит ему лететь на сверхзвуковой скорости в течение продолжительного времени.

Такие самолеты два раза проходили испытания на территории Сирии: впервые они оказались там в феврале прошлого года, отработав боевое использование оперативно-тактических крылатых ракет, которые должны пойти к ним на вооружение. Не исключено, что речь идет о Х-59МК2 «Овод».

В этом месяце в Генштабе российских вооруженных сил сообщили, что истребители были повторно опробованы в Сирии и успешно выполнили стоявшие перед ними задачи. Когда конкретно проводились испытания, не уточняется.

Впрочем, несмотря на все испытания, которые, как отчитываются в военном ведомстве, проходят успешно, говорить о том, чтобы поставить Су-57 на вооружение, все еще преждевременно, особенно на фоне недавней аварии.

Есть нюансы

Как считают некоторые эксперты, Су-57 не может считаться истребителем пятого поколения. Если сравнивать российский продукт с первым таким самолетом в мире, американским F-22 Raptor, Су-57, работа над которым идет уже не один год, он таковым, в отличие от истребителя из США, не является. Специалисты предъявляют к нему две претензии: стелс-технологии, которые по факту игнорируются, если проводить параллель с американским самолетом, и не обеспечивают радиолокационную незаметность машины на должном уровне, и отсутствие серийного двигателя второго этапа, которыми должны быть оснащены все Су-57. Это касается даже тех истребителей, которые сейчас получают установки первого этапа.

Опытные и первые серийные образцы истребителя оснащены двигательной установкой «изделие 117» разработки НПО «Сатурн». Такие же двигатели стоят на Су-35. Что касается двигателя второго этапа - так называемого изделия 30 - с 2016 года он проходил стендовые испытания. Он должен обеспечить истребителю возможность развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Не первый «звоночек»

Стоит отметить, что происшествие под Комсомольском-на-Амуре стало уже третьим инцидентом для Су-57 и самым серьезным из всех. Ранее проблемы возникли в августе 2011 года, когда во время Международного авиационно-космического салона (МАКС-2011) в подмосковном Жуковском у Су-57 во время разгона выпустился тормозной парашют, и воздушное судно так и не смогло покинуть ВПП. Причиной данного происшествия стал сбой в функционировании автоматики силовой установки. Во второй раз проблемы возникли три года спустя, в 2014 году – тоже в Жуковском. После посадки Су-57 задымился под правым крылом, там обнаружилось локальное возгорание, которое сумели оперативно потушить. Третий эпизод выглядит куда более серьезным и, вероятно, будет иметь более далеко идущие последствия.

К слову, с 2014 года американские самолеты пятого поколения F-35 разбивались три раза – в 2014, 2018 и 2019 годах. Также известно, что с ними происходило как минимум пять инцидентов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.12.2019 09:41
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх