Версия // Общество // Кому выгодна реклама сомнительных лекарств на ТВ?

Кому выгодна реклама сомнительных лекарств на ТВ?

11612

Доктор телевизор

фото: LORI
В разделе

Любой телезритель с раннего утра погружается в мир медицины. Нет, речь не о передачах о здоровье. Просто через каждые 10–15 минут реклама с завидной регулярностью предлагает разнообразные лекарства, снадобья и БАД. В итоге степень осведомлённости населения о лекарствах зашкаливает, однако результат этого знания обратно противоположен. По оценкам специалистов, более 60 тыс. россиян ежегодно умирают из-за того, что занимались самолечением, принимая разрекламированные таблетки.

Сюжет: Здоровье

Сегодня о лекарствах любой телезритель осведомлён лучше врача и фармацевта. Благодаря рекламе все знают, что фитолакс – это от запоров, ново-пассит – от стрессов, терафлекс – от суставов, простамол – от простатита, мезим – для улучшения пищеварения, а эссенциале форте – это «защита вашей печени надолго».

Таблетка «от всего»

Не так давно я снимала программу о болезнях сердца в 71-й городской клинической больнице. Половина контингента отделения, где лечат гипертоническую болезнь, состояла из пациентов, которые бесконтрольно принимали лекарства. Одну старушку, глотнувшую «всего горсточку» таблеток, едва спасли от остановки сердца.

«Как у нас принимают в большинстве случаев таблетки? – негодовал главный врач 71-й ГКБ Александр Мясников. – Не по принципу «врач прописал», а «по телевизору слышала, соседка тоже купила, в аптеке подсказали». При этом мало кто задумывается: реклама лекарств, их производство – это прежде всего бизнес. Выпить таблетку «от всего» значительно проще, чем вести здоровый образ жизни, заниматься профилактикой, сходить к врачу, наконец. При этом 80% оборота лекарств в стране – это липа. Препараты, которые рекламируют по телевидению как улучшающие флору желудка, препараты для защиты печени, противовирусные препараты, которые якобы повышают иммунитет, – всё это лекарства, эффективность которых порой сомнительна».

К тому же на первый взгляд может показаться, что препараты, которые рекламируют по ТВ, безвредны, ведь при их покупке в аптеке не требуют рецепта. Однако у любого лекарства есть побочные действия. Взять, например, средства от аллергии. «Прежде всего человек должен выяснить у врача, что именно вызывает у него аллергическую реакцию и как её вылечить, – считает директор НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова академик РАМН Борис Семёнов. – Нельзя с экрана убеждать народ в том, что одно конкретное лекарство обязательно поможет всем. Аллергия – очень сложное заболевание, требующее консультации врача и комплексного лечения. Только специалист укажет аллергику, какие именно средства нужно применять, выяснит, каких микроорганизмов ему не хватает, после чего назначит пробиотики, способные восполнить их недостаток».

Почему молчит Минздрав?

У специалистов больше всего вопросов возникает к рекламе противовирусных препаратов и средств от простуды. Последняя, кстати, наиболее агрессивна с началом эпидемии гриппа. Причём идёт она в основном в утреннее время, когда проснувшийся человек, чувствуя недомогание, решает, как поступить – пойти к врачу или же в аптеку, купив там «волшебную таблетку».Фактически по ТВ вовсю рекламируют самолечение, вопреки позиции Минздрава. Доходит до парадоксов. В то время как на карантин по гриппу в январе – феврале были закрыты все школы, по ТВ в прайм-тайм активно пропагандировали средства, снимающие «все симптомы гриппа и простуды». А в промежутках между этими рекламными вставками шли новости, в которых руководитель федерального Минздрава Вероника Скворцова предупреждала: во время сезонной эпидемии гриппа при первых же симптомах нужно обращаться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

Опросы показывают: сегодня всего 13–20% россиян посещают врача в случае болезни, около 58% предпочитают самолечение. Главная причина – ориентация на рекламу, навязчивую и бесполезную. По данным ВОЗ, самолечение занимает пятое место по смертности, уступая только травмам, заболеваниям кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. Были случаи, когда человек пытался снять головную боль таблеткой из рекламы, а впоследствии узнавал об опухоли головного мозга.

Сознательный увод человека от посещения врача (что, кстати, в свете оптимизации здравоохранения и сокращения врачей может быть на руку Минздраву) – только часть проблемы. Реклама лекарств часто недостоверна, о чём нередко упоминают и депутаты Госдумы. Оказывается, в рекламе много препаратов, побочные действия которых до конца не изучены. Вот, что рассказывает главный врач ГКБ № 71 Москвы Александр Мясников: «Реклама алкоголя и сигарет – детский лепет по сравнению с рекламой лекарств. И по сравнению с теми деньгами, которые там крутятся, и с потерянными жизнями и здоровьем потребителей рекламируемых препаратов. Это понимают многие. Все говорят, что нужен закон, принятый Думой. А Дума в который раз уже законопроект о запрете рекламы лекарств отвергает, и никак он не пройдёт. Казалось бы, почему? Да потому что бизнес!»

Кстати

В мае 2014 года Госдума действительно в очередной раз отклонила законопроект о запрете рекламы лекарств в неспециализированных СМИ. Вместе с тем известно: во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама лекарств, включая безрецептурные препараты. В Швейцарии запрещена любая прямая реклама лекарственных препаратов. В Канаде введён запрет рекламы лекарственных препаратов по ТВ и радио. У нас же мнение тех, кто зарабатывает на рекламе лекарств, оказывается важнее – и медицины, и здравого смысла.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.04.2016 12:46
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх