Версия // Бизнес // Бухгалтер, аутсорсинг или консалтинг – кому доверить свой учет?

Бухгалтер, аутсорсинг или консалтинг – кому доверить свой учет?

10404

Налоги и выбор

Бухгалтер, аутсорсинг или консалтинг – кому доверить свой учет? (картина «Богатыри», художник: Виктор Васнецов)
В разделе

Практически перед каждым руководителем компании стоит вопрос: как вести в организации бухгалтерский учет и финансы? Очень хочется, чтобы в организации все было красиво: и документы в порядке, и налоги маленькие, и прибыль большая. Попробуем рассмотреть три возможных варианта этой деятельности.

Бухгалтерия в компании

Большинство руководителей за то, чтобы рядом по правую руку в фирме находился умный, грамотный и понимающий главный бухгалтер. Этот бухгалтер все просьбы выполнит, все документы проведет и как надо налоги посчитает. Что не надо скроет, что надо покажет. А также и участь разделит, если что. И в гору, и на эшафот – вместе. Ответственность в нашем государстве одинаковая у обоих, и гражданская и уголовная.

А как чувствует в этой шкуре себя сам главный бухгалтер?

Редко когда между руководителем и главным бухгалтером полный консенсус. Когда вместе всё обсуждают, вместе принимают решения по документам и налогам, и ответственность, соответственно, делят вместе. И если какая проблема, руководитель всегда подстрахует и выручит.

Но чаще бывает противостояние между руководителем и главным бухгалтером. У руководителя свой взгляд на бизнес, а у бухгалтера – свой. Точнее, у бухгалтера свой взгляд на инструменты бизнеса. Ведь сделки, кажущиеся идеальными руководителю, могут быть противоречащими законодательству. И это надо суметь до любимого шефа донести! Объяснить, что с сотрудников и партнеров должны быть востребованы документы, оформленные по стандартам и своевременно. И что налоги считаются и отчетность сдается исходя из документов, а не так как хочется руководителю. Ну и разное другое. И как бы оно не происходило, и руководитель, и бухгалтер отвечают пред законом за всё по полной!

Знаю случай, произошедший с моей подругой Н., работавшей несколько лет назад главным бухгалтером в одной известной крупной компании в Москве. Как уж там велся бизнес и учет, я не знаю, но знаю, что в один прекрасный момент между руководителями компании и сильными мира сего случилось разногласие. И однажды в офис компании ворвались, так называемые маски-шоу, и положили всех работников на пол, в том числе и главного бухгалтера. А потом ей приходилось долго бывать в органах и отвечать на всякие вопросы. Слава Богу, криминала никакого не было и после некоторых разбирательств ситуация завершилась благополучно. Но у моей подруги появились седые волосы на голове, и она стала значительно молчаливей.

Аутсорсинг

Аутсорсинг– это передача организацией, на основании договора, определённых видов предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. Для многих бухгалтеров работа на аутсорсинге идеальный вариант. Не надо ни с кем спорить и никому ничего доказывать. Бухгалтеру (или группе бухгалтеров) представитель компании приносит документы. Всё, что принесено, то и попало в отчет. Редко какой бухгалтер в данной ситуации будет заботиться о том, как помочь руководителю обслуживаемой компании не платить лишние налоги или перестроить структуру бизнеса.

И самое главное, эта бухгалтерия ни за что перед законом не отвечает!

А насколько бухгалтерия на аутсорсинге может быть интересна руководителю компании?

Здесь присутствует двоякое мнение. С одной стороны, экономия на заработной плате сотрудников и соответственно на страховых взносах с этой зарплаты. А с другой стороны – нет у него опоры под правую руку. Никто не посоветует и не подскажет (если в компании нет другого грамотного финансового сотрудника), как не заплатить лишний тот или ной налог, чтобы было оптимально и не противозаконно, с каким клиентом или поставщиком работать, а с каким не стоит и т.д. Какие документы компания подготовила, те аутсорсинговая бухгалтерия и обработала. Но самое главное, ответственность по всем направлениям закона лежит только на Генеральном директоре компании. Что бы ни случилось, за все отвечает он один. И даже самый недобросовестный руководитель не сможет сказать при проверке, что не доглядел за бухгалтером или что-то не знал. Незнание закона или того, что происходит у тебя в организации не освобождает от ответственности.

По теме

Поэтому бухгалтерия на аутсорсинге идеально подходит законопослушному финансово грамотному руководителю, как правило, не очень большой компании.

Консалтинг

Что же такое консалтинг, и в каком случае руководители обращаются в консалтинговые компании?

Консалтинг – экспертное консультирование руководителей предприятий и частных предпринимателей по вопросам оптимизации различных бизнес-процессов, увеличения прибыли и других показателей деятельности.

Когда в компании кажется уже всё налажено, руководитель, по его мнению, использовал все средства по продвижению компании и увеличению прибыли, он обращается в консалтинговую компанию. Потому что всегда есть что-то, что мы не учли или не знаем, или только кажется, что знаем. Или наоборот, как ни старается руководитель наладить производственные процессы, ничего не складывается, кредиты растут, прибыль падает, бизнес катится под гору. В этом случае самое время для бизнес-консультаций. Здесь тебе и как процесс наладить подскажут, и как прибыль увеличить, и как налоги грамотно уменьшить. Еще и юридическую консультацию дадут.

На самом деле, консалтинг расширил последнее время свои функции. В этих компаниях не только консультации дают, еще проводят обучающие семинары и могут взять на обслуживание. Обслуживание может быть и бухгалтерское, и финансовое. Правда денег это стоит, как правило, не малых. Но и результат соответствующий. Поэтому консалтинговыми услугами чаще других пользуются крупные компании. Там и бизнес-процессы сложные и ответственность руководителя и главного бухгалтера большая. А держать штат экспертов в компании дело хлопотное.

В результате в зависимости от того, что хочет получить на выходе руководитель компании, у него есть выбор, с кем и как ему лучше сотрудничать.

Фалалеева Елена Юрьевна, Финансовый и налоговый консультант:

Прочитала данную статью. Мне, как человеку, проработавшему много лет и в должности и главного бухгалтера, и финансового директора, и руководителя компаний эта тема не безразлична. Поэтому у меня возникло желание прокомментировать статью и кое-что дополнить. Возможно, это будет кому-то полезно.

Бухгалтер в компании

На мой взгляд, это самое эффективное сотрудничество. Особенно эффективно, когда руководитель и главный бухгалтер, работая вместе долгое время, что называется, находятся на одной волне. Работая в слаженной команде, они лучше знают нужды бизнеса и совместно принимают участие в его развитии, каждый совершенствуя свою область. Они согласовывают все действия, стараются не нарушать законодательство. В этом случае всё проходит гладко, и отвечать за совместные действия не страшно. Такое сотрудничество реально приносит много пользы для всех, в первую очередь для дела.

Хуже, когда руководители соответствующих структур не слышат друг друга. Собственно, это плохо для любой области. Здесь действительно присутствуют большие риски. Особенно когда нарушается налоговое или трудовое законодательство. А нарушаться оно может и по незнанию, и по неопытности, и по халатности кого-то одного или обоих. Но отвечают за всё вместе.

Что касается приведенного автором примера с её подругой. Полагаю, что это неординарный случай. И здесь как раз вопрос не о квалификации и не о взаимодействии Гендиректора и Главбуха, а о взаимодействии руководства крупной компании с другими внешними структурами. Но фактом остается то, что и в этом случае главный бухгалтер попадает, что называется, под раздачу.

Поэтому, когда идете устраиваться главным бухгалтером в крупную компанию, нужно всё изучить об этой организации досконально.

По теме

Про аутсорсинг

Что касается аутсорсинга, хочу уточнить по поводу ответственности работников бухгалтерии данной компании. Это большое заблуждение, что в ней главный бухгалтер ни за что не отвечает. При сотрудничестве организации и аутсорсинговой компании всегда заключается договор, в котором прописываются все пункты ответственности, в том числе за сдачу отчетности. И если бухгалтерская отчетность сформирована с ошибками или несвоевременно, а Генеральному директору предъявлен штраф или иное, то согласно договору эта ответственность переходит на главного бухгалтера аутсорсинговой компании. В этом случае он компенсирует до 100% предъявленных к уплате штрафов и иных издержек. Работники этой компании не несут ответственности за действия директора, но отвечают за отчетность и ведение бух. учета, которые им поручены.

Аутсорсинг именно по бухгалтерским услугам пользуется популярностью среди предпринимателей. В плане оплаты это намного экономнее, чем держать свою бухгалтерию в штате. Также многие руководители организуют свой аутсорсинг, выводя из штата предприятия свою бухгалтерию, например, открывая ИП или другие формы. Это и экономически выгодно, и обеспечена безопасность сотрудников.

Консалтинг

Это скорее не про бухгалтерский учет, а про построение бизнес-процессов в организации. Цель консалтинговой компании – это улучшение эффективности организации и бизнеса в целом. Действительно сегодня никто не держит в организации штат экспертов. Поэтому большинство компаний обращается за консультацией или обучением в консалтинговые фирмы. Расходы компаний на консалтинговые услуги растут с невероятной скоростью и приравниваются уже к стоимости расходов по маркетингу. В год на эти услуги тратится до 120 млрд. руб.

Основные задачи консалтинга это:

  • рекомендации по повышению производительности;
  • разработка маркетинговой стратегии;
  • анализ текущей ситуации и выявление проблем;
  • советы и решения по модернизации технологического процесса;
  • аудит отчетной документации;
  • помощь в реорганизации структурных подразделений бизнеса;
  • обучение персонала и составление методических пособий.

Консультации в этих компаниях действительно недешевы, в некоторых консалтинговых организациях Москвы и Санкт-Петербурга они стоят от 120 тысяч рублей. Но надо отдать должное, что гарантируется результат, обусловленный договором.

У нас уже и многие юридические фирмы стали давать консультации и обучение по налогам и бизнесу. В зарекомендовавших себя юридических компаниях обучение тоже недешево, от 30 тыс.руб. за двухдневный семинар. И можно приобрести готовый пакет документов на какие-нибудь услуги, позволяющие минимизировать расходы. И стоят такие пакеты тоже порой 30 тыс.руб. и более.

В итоге, если ваш выбор падает на стороннюю организацию в ведении, например, учета компании, обязательно прописывайте все нюансы и ответственности в договорах. Это залог спокойствия и успеха.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.02.2020 14:42
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх