После убедительной победы Бориса Джонсона на всеобщих выборах в Великобритании в декабре Британия готова покинуть Европейский Союз 31 января 2020 года. У Джонсона есть парламентское большинство, с которым можно заключить сделку по упорядоченному выходу из блока. Хотя Великобритания и ЕС в настоящее время сталкиваются с длительными и трудными переговорами по созданию взаимовыгодного торгового соглашения, сам брексит теперь является неизбежным.
Что это будет значить для Европы? Великобритания является второй по величине национальной экономикой ЕС, одной из двух европейских ядерных держав и постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладающим правом вето (наряду с Францией). Страна всегда была жизненно важна для Европы, как в культурном, так и в историческом плане. Всякий раз, когда на карту поставлены свобода и безопасность Европы, Британия надежно их защищает.
Чем брекзит обернется для Великобритании, еще неизвестно. Многое будет зависеть не от соглашения о выходе, а от того, как страна будет действовать в меняющихся условиях XXI века. Что касается ЕС, уход Великобритании, очевидно, не сделает блок сильнее. Геополитический и военный тяжеловес уходит, и это происходит в то время, когда президент США Дональд Трамп ставит под сомнение необходимость в системе глобальной безопасности.
Тем не менее брекзит мало повлияет на политику европейской безопасности. Интересы обеих сторон в этом вопросе оставались неизменными во время драмы брекзита. Европейская интеграция основана на едином рынке ЕС (Таможенный союз и единое судебное пространство), а не на совместных военных договоренностях. В контексте брекзита это различие может оказаться выгодным, поскольку, хотя каждая сторона начнет блюсти свои экономические интересы, их интересы в вопросах безопасности будут одинаковыми.
Но если бы Великобритания или ЕС включили вопросы безопасности в переговоры о брекзите, это бы привело к катастрофе. Все, что угрожает безопасности или стабильности континентальной Европы, также будет угрожать интересам Великобритании. Независимо от того, является ли Великобритания государством-членом ЕС, ей придется действовать солидарно с ЕС при решении таких вопросов, как миграция и терроризм.
Аналогичным образом совместный подход Великобритании и ЕС к России и Китаю кажется неизбежным. Единственный реальный вопрос заключается в том, какая форма институциональной структуры наилучшим образом обеспечит доверительное сотрудничество на этих, все более важных, геополитических фронтах. Одним из инструментов, который приходит на ум, является «привилегированное партнерство», концепция, ранее озвученная немецкими христианскими демократами, и закладывающая основы конструктивных отношения между ЕС и Турцией, без принятия последней в члены блока.
Безусловно, в случае с Турцией эта идея оказалась не особо эффективной, но причиной неудачи стало отсутствие прошлых отношений с турецкой стороной. Великобритания же совсем другое дело, потому что эта страна покидает ЕС после десятилетий членства. Поскольку интересы обеих сторон уже согласованы, им нужно только решить, насколько тесным должно быть будущее сотрудничество. При налаживании новых отношений сторонам следует в полной мере использовать существующие тесные связи и глубокое понимание друг друга.
Привилегированное партнерство между ЕС и Великобританией должно охватывать все области, представляющие общий интерес, от торговли, научного сотрудничества и борьбы с изменением климата до вопросов миграции, терроризма, кибербезопасности и совместных инициатив в области внешней политики и политики развития. Любой вопрос, затрагивающий общие интересы, должен быть включен в будущий договор и должен прорабатываться совместно.
Еще неизвестно, будет ли Великобритания структурировать политику безопасности вокруг своих общих интересов с Европой, или она переориентируется на Соединенные Штаты. Сбалансировать соответствующие интересы каждого игрока в североатлантическом регионе будет непросто, особенно пока президентом США остается Дональд Трамп. Но в любом случае ЕС и Великобритания должны придерживаться институционализированного формата, структурированного по образцу Европейского совета. Это позволило бы каждой стороне полностью информировать другую о своей позиции по вопросам безопасности.