Три аварийных посадки, случившихся за два дня, громадный убыток с начала года, несостоявшиеся поставки новых самолетов... «Аэрофлот» на собственном примере дал повод говорить о положении дел в отечественной авиации.
Иркутск в порядке
Раздел новостей на официальном сайте «Аэрофлота» обновляется не часто. Из последних – информация о том, что 27 декабря «Аэрофлот» открывает прямые регулярные рейсы из Иркутска на Пхукет. Продажа билетов открыта. И напоминает: в июле этого года открылось регулярное воздушное сообщение между Иркутском и Бангкоком. Кроме того, в зимнем сезоне жителям региона предлагают прямые рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Пекин и Харбин. Среди новостей и такая информация: «Аэрофлот» — одна из старейших авиакомпаний мира, работает 100 лет и является одним из наиболее узнаваемых российских брендов.
Неспешное обновление
К 2030 году у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в «Ростех», ГК «Аэрофлот» намеревается приобрести 339 воздушных судов отечественного производства. Соглашение о намерениях между ними подписано в сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме. Оно предусматривает передачу «Аэрофлоту» на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet-NEW и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 годы. Минпромторг предложил на выпуск российских гражданских самолетов направить почти 5,14 млрд руб.
В 2023 году нацперевозчику планировалось поставить первые два Superjet-NEW. Год заканчивается. Поставка этих импортозамещенных самолетов перенесена на 2024 год. Теперь тихо говорят, что стороны согласовали перенос поставок, и эксплуатация самолетов начнется не ранее конца следующего года. В «Ростехе» пояснили, что передадут самолеты, когда будут уверены в их безопасности, «не размениваясь на сроки в работе над качеством».
Кресла бы получше
Самолеты Ту-214 обещали передавать начиная с 2024 года. Но с «Туполевыми» вышла своя история. Специалисты авиакомпании посетили казанский авиазавод, где производится этот самолет, рассчитанный на 210 пассажиров и полет дальностью до 6,5 тыс км. И, осмотрев пассажирский салон, попросили внести 99 изменений. Предложения «Аэрофлота» коснулись пассажирских кресел, сервисной панели пассажиров, кухни и освещения, системы развлечения, дверей и других составляющих. В частности, авиаторы просят привести аварийно-спасательное оборудование Ту-214 в соответствие с западным оборудованием, увеличить объем багажных полок. Установку подставки для телефона или планшета, как выяснилось в ходе общения, специалисты «Туполева» пока выполнить не могут.
Проще говоря, вряд ли громко объявленное соглашение знаменитых продавца и покупателя будет в обозримом будущем выполнено.
Цифры в норме
На сайте группы «Аэрофлот» опубликован отчет о работе за третий квартал и 9 месяцев текущего года. Все идет хорошо, особенно по сравнению с прошлым годом. Числовые показатели растут, хотя «на финансовый результат значительное влияние оказывают изменение курса валют и необходимость курсовой переоценки лизинговых обязательств». Отлично прошло лето, высокий летний сезон внес положительный вклад в итоги года, Показатель занятости кресел вырос до рекордных 87,6%. За 9 месяцев 2023 года Группа «Аэрофлот» перевезла 35,8 млн пассажиров, что на 14,6% выше результата аналогичного периода 2022 года. В осенне-зимний сезон перевозчик продолжает работать над улучшением результатов.
Европейский союз потерял свою конкурентоспособность из-за введённых против РФ санкций, которые в большей степени негативно сказываются на экономике стран-членов блока.
Правда, чистый убыток группы за девять месяцев 2023 года составил 111 млрд 322 млн руб. Но можно посмотреть на дело по-другому. Ведь не «Аэрофлот» виноват в падении курса рубля. Поэтому имеет смысл скорректировать убыток на курсовой эффект, тогда показатель и вовсе обернется прибылью в 18 млрд с лишним, против прошлогоднего (за тот же период) убытка в 2 млрд руб.
Начало декабря
Все хорошо, но в новостной ленте в первые дни зимы, 1 и 2 декабря, «Аэрофлот» засветился трижды. Его Boeing-777, летевший из Москвы, аварийно сел в Южно-Сахалинске. Причина — проблемы с шасси. Несмотря на неполадки, пилоты посадили самолёт в аэропорту Хомутово без происшествий. Согласно информации МЧС, на борту находились 399 человек, в том числе 13 членов экипажа. Самолет самостоятельно выполнил руление к месту стоянки. После замены колеса воздушное судно приступило к выполнению обратного рейса в Москву.
Второе происшествие имело место в тот же день в петербургском аэропорту Пулково. Там совершил аварийную посадку самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus-321, следовавший из Калининграда в московское Шереметьево. Как сообщили в управляющей компании ООО «Воздушные ворота Северной столицы», во время полета наземные службы получили информацию о технической неисправности воздушного судна, на борту которого находилось 182 пассажира. Аварийно-спасательная команда была приведена в полную готовность. Посадка прошла благополучно. Других происшествий в ту пятницу не зафиксировано. Но 2 декабря самолет «Аэрофлота» из Санкт-Петербурга совершил аварийную посадку в аэропорту Шереметьево. Причиной стал отказ левого двигателя. На борту было 162 человека, никто не пострадал.
Адвокаты и гонорары
Кроме самолетов и пассажиров, «Аэрофлот» сталкивается с иными проблемами. В список наиболее значительных экономических споров 2023 года попал суд над адвокатами Диной Кибец и Александром Сливко. В течение четырех лет они представляла интересы ПАО «Аэрофлот», получив за свои услуги около 250 млн руб.
Но в 2019 году СКР посчитал сумму гонораров завышенной, и обвинил адвокатов в мошенничестве в особо крупном размере. Потерпевшим по делу признано ПАО «Аэрофлот». Уголовное дело осложнялось несколькими факторами: более 130 томов материалов дела, многотомные юридические экспертизы, 187 свидетелей обвинения.
В июле 2022 года Гагаринский районный суд г. Москвы огласил приговор по уголовному делу, приговорив адвокатов Кибец и Сливко (по 6,5 года колонии) и бывших сотрудников «Аэрофлота» Владимира Александрова и Татьяну Давыдову, которые, объединившись, совершили мошенничество, к реальным срокам лишения свободы. Тем самым признал их виновными в инкриминируемых преступлениях.
Подсудимые не признали вину, напомнив, что практика привлечения авиаперевозчиком внешних консультантов существовала и раньше, а ставки других адвокатов, работавших с ПАО «Аэрофлот», были сопоставимы или даже выше ставок Кибец и Сливко. В апреле этого года Мосгорсуд приговоры немного смягчил, а штрафы отменил. К этому моменту подсудимые уже отсидели половину назначенных им сроков, поскольку были задержаны еще в октябре 2019 г. и с тех пор находились под стражей.
Группа «Аэрофлот» – авиационный холдинг, крупнейший (и национальный) авиаперевозчик России. Кроме головной компании, ПАО «Аэрофлот», в состав группы входят сетевые «Россия», «Аврора» и лоукостер «Победа». Помимо авиаперевозчиков холдинг представлен компаниями в смежных отраслях, которые обеспечивают техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, подготовку и повышение квалификации специалистов авиационной отрасли, питание пассажиров, эксплуатацию гостиниц в аэропортах и прочие связанные с авиаперевозками функции.