Версия // Бизнес // Как идут дела в «Аэрофлоте» - кто на чем летает, а кто за что сидит?

Как идут дела в «Аэрофлоте» - кто на чем летает, а кто за что сидит?

6391

Аварийная посадка

Адвокаты «Аэрофлота» в суде на фоне самолета. Коллаж «Версий»
В разделе

Три аварийных посадки, случившихся за два дня, громадный убыток с начала года, несостоявшиеся поставки новых самолетов... «Аэрофлот» на собственном примере дал повод говорить о положении дел в отечественной авиации.

Иркутск в порядке

Раздел новостей на официальном сайте «Аэрофлота» обновляется не часто. Из последних – информация о том, что 27 декабря «Аэрофлот» открывает прямые регулярные рейсы из Иркутска на Пхукет. Продажа билетов открыта. И напоминает: в июле этого года открылось регулярное воздушное сообщение между Иркутском и Бангкоком. Кроме того, в зимнем сезоне жителям региона предлагают прямые рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Красноярск, Пекин и Харбин. Среди новостей и такая информация: «Аэрофлот» — одна из старейших авиакомпаний мира, работает 100 лет и является одним из наиболее узнаваемых российских брендов.

Неспешное обновление

К 2030 году у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в «Ростех», ГК «Аэрофлот» намеревается приобрести 339 воздушных судов отечественного производства. Соглашение о намерениях между ними подписано в сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме. Оно предусматривает передачу «Аэрофлоту» на условиях аренды 210 самолетов МС-21, 89 самолетов Superjet-NEW и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 годы. Минпромторг предложил на выпуск российских гражданских самолетов направить почти 5,14 млрд руб.

В 2023 году нацперевозчику планировалось поставить первые два Superjet-NEW. Год заканчивается. Поставка этих импортозамещенных самолетов перенесена на 2024 год. Теперь тихо говорят, что стороны согласовали перенос поставок, и эксплуатация самолетов начнется не ранее конца следующего года. В «Ростехе» пояснили, что передадут самолеты, когда будут уверены в их безопасности, «не размениваясь на сроки в работе над качеством».

Кресла бы получше

Самолеты Ту-214 обещали передавать начиная с 2024 года. Но с «Туполевыми» вышла своя история. Специалисты авиакомпании посетили казанский авиазавод, где производится этот самолет, рассчитанный на 210 пассажиров и полет дальностью до 6,5 тыс км. И, осмотрев пассажирский салон, попросили внести 99 изменений. Предложения «Аэрофлота» коснулись пассажирских кресел, сервисной панели пассажиров, кухни и освещения, системы развлечения, дверей и других составляющих. В частности, авиаторы просят привести аварийно-спасательное оборудование Ту-214 в соответствие с западным оборудованием, увеличить объем багажных полок. Установку подставки для телефона или планшета, как выяснилось в ходе общения, специалисты «Туполева» пока выполнить не могут.

Проще говоря, вряд ли громко объявленное соглашение знаменитых продавца и покупателя будет в обозримом будущем выполнено.

Цифры в норме

На сайте группы «Аэрофлот» опубликован отчет о работе за третий квартал и 9 месяцев текущего года. Все идет хорошо, особенно по сравнению с прошлым годом. Числовые показатели растут, хотя «на финансовый результат значительное влияние оказывают изменение курса валют и необходимость курсовой переоценки лизинговых обязательств». Отлично прошло лето, высокий летний сезон внес положительный вклад в итоги года, Показатель занятости кресел вырос до рекордных 87,6%. За 9 месяцев 2023 года Группа «Аэрофлот» перевезла 35,8 млн пассажиров, что на 14,6% выше результата аналогичного периода 2022 года. В осенне-зимний сезон перевозчик продолжает работать над улучшением результатов.

По теме

Правда, чистый убыток группы за девять месяцев 2023 года составил 111 млрд 322 млн руб. Но можно посмотреть на дело по-другому. Ведь не «Аэрофлот» виноват в падении курса рубля. Поэтому имеет смысл скорректировать убыток на курсовой эффект, тогда показатель и вовсе обернется прибылью в 18 млрд с лишним, против прошлогоднего (за тот же период) убытка в 2 млрд руб.

Начало декабря

Все хорошо, но в новостной ленте в первые дни зимы, 1 и 2 декабря, «Аэрофлот» засветился трижды. Его Boeing-777, летевший из Москвы, аварийно сел в Южно-Сахалинске. Причина — проблемы с шасси. Несмотря на неполадки, пилоты посадили самолёт в аэропорту Хомутово без происшествий. Согласно информации МЧС, на борту находились 399 человек, в том числе 13 членов экипажа. Самолет самостоятельно выполнил руление к месту стоянки. После замены колеса воздушное судно приступило к выполнению обратного рейса в Москву.

Второе происшествие имело место в тот же день в петербургском аэропорту Пулково. Там совершил аварийную посадку самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus-321, следовавший из Калининграда в московское Шереметьево. Как сообщили в управляющей компании ООО «Воздушные ворота Северной столицы», во время полета наземные службы получили информацию о технической неисправности воздушного судна, на борту которого находилось 182 пассажира. Аварийно-спасательная команда была приведена в полную готовность. Посадка прошла благополучно. Других происшествий в ту пятницу не зафиксировано. Но 2 декабря самолет «Аэрофлота» из Санкт-Петербурга совершил аварийную посадку в аэропорту Шереметьево. Причиной стал отказ левого двигателя. На борту было 162 человека, никто не пострадал.

Адвокаты и гонорары

Кроме самолетов и пассажиров, «Аэрофлот» сталкивается с иными проблемами. В список наиболее значительных экономических споров 2023 года попал суд над адвокатами Диной Кибец и Александром Сливко. В течение четырех лет они представляла интересы ПАО «Аэрофлот», получив за свои услуги около 250 млн руб.

Но в 2019 году СКР посчитал сумму гонораров завышенной, и обвинил адвокатов в мошенничестве в особо крупном размере. Потерпевшим по делу признано ПАО «Аэрофлот». Уголовное дело осложнялось несколькими факторами: более 130 томов материалов дела, многотомные юридические экспертизы, 187 свидетелей обвинения.

В июле 2022 года Гагаринский районный суд г. Москвы огласил приговор по уголовному делу, приговорив адвокатов Кибец и Сливко (по 6,5 года колонии) и бывших сотрудников «Аэрофлота» Владимира Александрова и Татьяну Давыдову, которые, объединившись, совершили мошенничество, к реальным срокам лишения свободы. Тем самым признал их виновными в инкриминируемых преступлениях.

Подсудимые не признали вину, напомнив, что практика привлечения авиаперевозчиком внешних консультантов существовала и раньше, а ставки других адвокатов, работавших с ПАО «Аэрофлот», были сопоставимы или даже выше ставок Кибец и Сливко. В апреле этого года Мосгорсуд приговоры немного смягчил, а штрафы отменил. К этому моменту подсудимые уже отсидели половину назначенных им сроков, поскольку были задержаны еще в октябре 2019 г. и с тех пор находились под стражей.

Справка

Группа «Аэрофлот» – авиационный холдинг, крупнейший (и национальный) авиаперевозчик России. Кроме головной компании, ПАО «Аэрофлот», в состав группы входят сетевые «Россия», «Аврора» и лоукостер «Победа». Помимо авиаперевозчиков холдинг представлен компаниями в смежных отраслях, которые обеспечивают техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, подготовку и повышение квалификации специалистов авиационной отрасли, питание пассажиров, эксплуатацию гостиниц в аэропортах и прочие связанные с авиаперевозками функции.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.12.2023 14:15
Комментарии 0
Наверх