Версия // Спорт // Как российский циркач Иван Лебедев придумал американский рестлинг

Как российский циркач Иван Лебедев придумал американский рестлинг

1006

Эй, ухнем

See page for author, Public domain, via Wikimedia Commons
В разделе

Сейчас в России популярны весьма спорные бои поп-ММА, которые в Америке давно называются рестлингом. Суть – небольшая, а то и договорная соревновательная составляющая. Мало дела, но много слов. Ничто не ново под луной – в начале 20 века первым в мире такую индустрию создал цирковой деятель Иван Лебедев, который привлекал к турнирам самого Ивана Поддубного. А еще Лебедеву удалось провести в борьбе импортозамещение, отвадив публику от французских борцов.

Поп-ММА (не путать с настоящей организацией ММА - Mixed Martial Arts - с великими Федором Емельяненко, Хабибом Нурмагомедовым, Конором Макгрегором) в последнее время популярно в России. Не случайно в октагон (клетку для боев) заходили такие «опасные бойцы» как блогер Даня Милохин, депутат Виталий Милонов, журналист Отар Кушанашвили, актеры Никита Джигурда, порнодива Елена Беркова, музыкант Никита Пресняков, певец Олег Майами.

Фрик-бои еще называют рестлингом (порой пишется без буквы «т») – это сомнительное американское шоу у нас любили показывать в 90-х. Кейфеб – американский термин, означающий поставочные бои, когда и зритель в курсе обмана. Конечно, фильм «Рестлер» с Микки Рурком хорош, но к спорту это зрелище отношение имеет отдаленное. Бойцы оскорбляют друг друга – пресловутый трешток, рычат, пучат глаза, громко пукают, используют пошлые жесты, но сам поединок проходит по строгому сценарию. В том числе устраивая интересы букмекеров. Однако рестлинг придумали именно у нас, бывший борец и гиревик Иван Лебедев сумел создать шоу, которое почти один в один как нынешние поп-ММА или рестлинг. Принцип простой «The Show Must Go On». Всегда.

Придумал Святогора и Илью Муромца

До Октябрьской революции английский бокс в России не пользовался популярностью, а вот борьба – другое дело. Но боролись в цирке. Публике такое зрелище нравилось больше, чем даже экзотические животные. Как мы знаем, в России в определенные исторические периоды возникала мода на все иностранное. Так и тут – бешеной популярностью у нас в начале прошлого века отличались французские борцы. Однако появился Иван Поддубный – потомок запорожских казаков, носивший черкеску, мужик из народа, сильный, а еще острый на язык. Трэштоком (оскорбление соперника) он владел получше многих теперешних звезд октагона и ринга. Был эдакой язвой. А борьба тогда была греко-римской (еще именовали «французской»), сейчас называющейся классической. Вольная еще только зарождалась. Так вот, в столичных цирках появился Иван Лебедев, сам в прошлом борец, покоритель гиревого спорта, который прочувствовал, что отечественный зритель, наконец, устал от импортных бойцов, а тянет его на что-то родное, посконное, близкое ментально. И устроил кадровое импортозамещение в цирке, сделав кастинг не только на лучших русских покорителей ковра, но и на любопытных личностей, способных не только бороться, но и интриговать зрителей личной харизмой. Лебедев стал этаким русским «промоутером», придумщиком шоу. Цирк и есть цирк, а на манеже не должны быть все те же. Прозвище у него было чеховское – Дядя Ваня, Лебедев и актером немного поработал в петербургских театрах. Так вот, когда мы видим, как нынешние боксеры или другие бойцы выходят к рингу под свою песню, знайте, что этот перфоманс придумал в 1904 году именно Дядя Ваня. В нынешние времена боец смешанных единоборств Федор Емельяненко выходил на бои под песни группы «Любэ», еще под композиции на церковно-славянском; Хабиб Нурмагомедов - под песню «Мой Дагестан», боксер Денис Лебедев под десантную «Расплескалась синева, расплескалась». А Иван Лебедев использовал русские народные, или псевдо-народные. Песни подбирали под образ борца: великану Святогору включали «Среди долины ровныя», нижегородцу Вахтурову – «Эй, ухнем». Эй, ухнем – очень даже подходяще для борьбы! Тем более, тогда поединки не были регламентированы временными раундами, боролись до победы, порой и полтора часа. Невероятно по нынешним временам. Прозвища борцам также придумывал сам Лебедев, обязательно говорящие: упомянутый Святогор, Илья Муромец, Волжский богатырь, Русский силач-самородок, Черноземный крестьянин, Неизвестный борец из народа, Богатырь-Сибиряк. Все, как в нынешнем американском рестлинге. Сам Иван Лебедев не скрывал, что терпеть не может импортных бойцов, - ни одного «легионера» в его проектах, кроме одного китайцы для экзотики. Но, может быть, это была часть маркетинговой игры, ведь сам перед боями в роле конферансье (а потом еще и судил) выходил в лубочно русском прикиде – красном кафтане с поддевкой, хромовых сапогах, картузе...

По теме

Конечно, и это признавали все участники, в то время было много договорных схваток. Тот же легендарный Поддубный признавался прессе, что: «Я ни под кого не ложился, у меня имя, но если ложились под меня, то не возражал». Конечно, как и сейчас были ставки на поединки. Кто-то обогащался, думается, Лебедев своего также не упускал.

При Советах тоже преуспел

Иван Лебедев доказал свой талант менеджера и после революции. При советской власти борьба ушла из цирка, стала развиваться при спортивных и физкультурных обществах вроде «Динамо». Но от прозвищ для борцов Дядя Ваня не отошел – были, к примеру, уже индустриальные, ко времени – Инженер, Металлист. Продолжал выступать у Лебедева и Поддубный, часто как чистый шоумен. Например, гнул стальные прутья, ставил быка на колени, схватив за рога. Характерно, что новая власть приняла Лебедева, пример тому – в 1960 году в популярном журнале «Физкультура и спорт» (№2) ему посвятили разворот. Показательно. А борьба в СССР стала, в том числе благодаря Дяде Ване, культовым спортом – так появились «классики», многократные олимпийские чемпионы Александр Медведь, Иван Ярыгин, Сослан Андиев, Александр Карелин, недавно скончавшийся Бувайсар Сайтиев...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.05.2025 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх