Версия // Бизнес // Как Европе и США решить проблему с отмыванием денег

Как Европе и США решить проблему с отмыванием денег

13676

Победить плохих парней

В разделе

Скандалы с отмыванием денег продолжают разгораться по всему миру. Совсем недавно стало известно, что в Эстонии дочерняя компания Danske Bank отмыла около 200 млрд евро ($225 млрд), поступавших со всего региона в последние годы.

США и ЕС еще предстоит выработать скоординированный ответ на эту проблему. Несмотря на необходимость коллективных усилий, Минфин США недавно отчитал комиссию ЕС за включение четырех американских территорий (Американское Самоа, Гуам, Пуэрто-Рико и Виргинские острова) в список юрисдикций со «слабым контролем за отмыванием денег». Но вместо того чтобы обвинять друг друга, США и ЕС должны работать вместе и выработать новый консенсус.

Отмывание денег в его нынешнем виде является относительно новым явлением. Начиная с конца 1980-х годов финансовая либерализация во всем мире привела к значительному увеличению числа случаев уклонения от уплаты налогов. Но проблема не сильно беспокоила политиков до атак 11 сентября 2001 года, которые выявили связь между отмыванием денег и финансированием терроризма.

Европа также сталкивается с проблемами, но несколько иными, чем в США. Поскольку банковская система блока фрагментирована и плохо контролируется, финансовые институты Европы, очевидно, не всегда осведомлены о незаконной деятельности, происходящей у них под носом. Банковская система США, напротив, очень хорошо контролируется.

После того как США приняли Патриотический акт 2001 года для борьбы с финансированием терроризма, американские банки должны были собирать больше информации о своих клиентах или нарваться на драконовские штрафы. А за пять лет после финансового кризиса 2008 года банки, работающие в США, заплатили около $230 миллиардов штрафов за различные нарушения. В результате кредитные учреждения боятся проблем с надзорными органами, и поэтому создали мощные отделы внутреннего контроля.

Патриотический акт был эффективным средством очистки банковской системы и исключения анонимных прокладок из международной финансовой системы. Проблема в том, что это касается только финансового сектора. С 2002 года сектор недвижимости освобожден от основных положений закона о борьбе с отмыванием денег, как и бесчисленные подставные корпорации, «размещенные» в Уилмингтоне, Делавэр, и юридические фирмы, которые могут переводить деньги, пользуясь защитой конфиденциальности отношений адвоката-клиента.

Наличие этих лазеек имело серьезные последствия. По оценкам Минфина США, ежегодно в стране отмывается до $300 млрд. А по состоянию на июнь 2018 года на Каймановых островах находилось $1,7 триллиона, что больше, чем в Китае (и уступает только Японии).

Что касается Европы, существуют аналогичные законы против отмывания денег, но ситуация отличается. ЕС серьезно относится к прозрачности. Его пятая директива по борьбе с отмыванием денег, принятая в июне 2018 года, идет гораздо дальше, чем Патриотический акт, требуя публичной отчетности о бенефициарном владении всеми активами в разных секторах, а не только в банковской сфере.

Тем не менее Европа слишком робка в управлении денежными потоками. Штрафы за отмывание денег настолько малы, что не являются реальным сдерживающим фактором. Сами банки рассматривают превентивные меры как просто бюрократическую неприятность и не стремятся к развитию таких сильных отделов по соблюдению правил, какие существуют в США, из-за недостаточности стимулов.

По теме

Чтобы установить соответствующие стимулы, европейские финансовые власти должны последовать примеру США и начать облагать банковские нарушения более серьезными штрафами. Но другая проблема заключается в том, что в Европе нет мощного агентства по борьбе с отмыванием денег подобного американскому Агентству по борьбе с финансовыми преступлениями. Как показали Джошуа Киршенбаум из Немецкого фонда Маршалла и Николас Верон из Института международной экономики Петерсона, Европе крайне необходим новый контролирующий орган, чтобы сосредоточиться исключительно на этой проблеме.

Danske Bank проиллюстрировал этот недостаток. Будучи крупным банком в ЕС, он контролируется Европейским центральным банком. Но в сферу компетенции ЕЦБ не входит контроль за отмыванием денег. Эта ответственность ложится на датского финансового регулятора. Но банковские власти Дании не могут постоянно быть в курсе деятельности Danske Bank в Эстонии. И даже когда эстонский банковский регулятор выносил предупреждения, датские власти не спешили реагировать, предполагая, что доминирующий банк Дании может быть слишком большим для регулирования.

Со своей стороны США должны прекратить позволять конечным бенефициарным владельцам американских активов скрывать свою личность. Однако для ликвидации анонимных компаний и запрета юридическим фирмам действовать в качестве банков потребуется федеральное законодательство. К счастью, новая демократия председателя комитета по финансовым услугам Палаты представителей Максина Уотерса, как сообщается, поставила эти вопросы на первое место в своей повестке дня.

США и Европа должны прекратить ссору и исправить явные недостатки в своих режимах правоприменения. В условиях глобализации экономики это единственный способ победить плохих парней.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.05.2019 13:20
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх