Версия // Общество // Ка-65 – перспективный противолодочный вертолет ВМС России

Ка-65 – перспективный противолодочный вертолет ВМС России

8946

«Минога» – будущее российской палубной авиации

Ка-65 – перспективный противолодочный вертолет ВМС России
(фото: topcor.ru)
В разделе

Иногда просмотр «официальных» сюжетов в новостных программах по телевидению дает неожиданную информацию, и ответ на вопрос «Когда?». 21 декабря этого года состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства обороны с участием Президента РФ Владимира Путина. В этой статье мы не будем анализировать слова Президента и Министра обороны. Об этом писали все СМИ. После Коллегии, Президент и Министр обороны ознакомились с выставкой вооружений, развернутой в здании министерства.

Сюжет: Оружие, Армия

Вот видеорепортаж о посещении выставки и привлек внимание. На кадрах мелькнула модель универсального десантного корабля проекта 23900 шифр «Прибой». Два корабля этого типа строятся на Керченском судостроительном заводе «Залив» в Крыму. Внимание наблюдателей привлекли вертолеты на полетной палубе модели. Вот о них мы и расскажем в этой статье.

Вертолеты Камова

В 60-е годы ХХ века, в СССР работали два конструкторских бюро, которые проектировали вертолеты. Каждое КБ проектировало и строило вертолеты только одной схемы. КБ, Генеральным конструктором которого был Михаил Леонтьевич Миль, разрабатывало вертолеты так называемой классической схемы, то есть вертолеты одновинтовой схемы с рулевым винтом. Физика процесса в этой схеме следующая. Основной винт поднимает вертолет, но при этом корпус вертолета начинает вращаться в направлении, противоположном вращению основного винта. Чтобы этого не происходило, на специальной балке устанавливают второй малый винт. Он компенсирует вращение, и корпус вертолета в полете не вращается. Основная часть построенных в мире винтокрылых машин сделаны по этой схеме. Все вертолеты ОКБ Миля построены по классической схеме. Милевские машины стали основными вертолетами страны. Боевые, пассажирские, многоцелевые, вертолеты-краны, вертолеты-амфибии, вертолеты для перевозки тяжеловесных грузов – это все вертолеты Ми. Но для флота такая схема имеет один существенный недостаток. Из-за балки, на которой установлен рулевой винт, вертолеты имеют большие габариты, что делает их размещение на палубах кораблей проблематичным. Хотя, ради справедливости, надо сказать, что некоторые вертолеты Миля всё же служили в гражданском и военном флоте. Непродолжительное время Ми-1 базировались на паровых ледоколах (для проведения ледовой разведки) и китобойных базах (для разведки китов, и передачи информации на китобойцы). Ми-2 базируются на линейных атомных и дизель-электрических ледоколах, и используются для ледовой разведки. С экспедиционных судов Института Арктики и Антарктики и специальных арктических снабженцев проектов 10620 и 10621, Ми-8 осуществляют снабжение научных станций в Северном Ледовитом океане и в Антарктиде. Противолодочные вертолеты-амфибии Ми-14, способные во время патрулирования садиться и взлетать с воды, входили в состав ВМФ СССР.

Второе КБ, возглавляемое Генеральным конструктором Николаем Ильичём Камовым, использовало так называемую соосную схему. На вертолетах Камова имеются два основных винта, расположенных один над другим, которые вращающихся в разные стороны. При этом корпус вертолета неподвижен. Так как нет длинной балки с рулевым винтом, вертолеты такой схемы занимают значительно меньше места на корабельной палубе.

Первыми серийными вертолетами Камова были Ка-15 и Ка-18. Всего было произведено 354 Ка-15 и 120 Ка-18. Это были вертолеты связи и наблюдения. В составе авиации ВМФ их было не очень много. Объяснялось это тем, что тогда в составе флота было мало кораблей, на которые могли совершить посадку вертолеты. Только несколько крейсеров проекта 68-бис и эсминцев проектов 56 и 57 имели на корме площадки для посадки вертолетов. В Аэрофлоте же эти вертолеты применялись более активно. Ка-15 и Ка-18 базировались на ледоколах и китобойных базах. Два вертолета были зачислены в состав Полярной Авиации и получили регистрационные номера СССР-Н-26 и СССР-Н-27. Остальные машины работали в сельскохозяйственной авиации и в ДОСААФ. Через 10 лет ситуация на флоте кардинально изменилась. В строй стали вступать противолодочные крейсера проекта 1123, тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. ракетные крейсера и БПК проектов 1134, 1134А, 1134Б, 1134БФ и 1164. На них на постоянной основе должны были базироваться противолодочные вертолеты. В 1965 году ОКБ Камова создало Ка-25 – первый советский серийный противолодочный вертолет. Ка-25 имел множество модификаций: противолодочный Ка-25ПЛ, поисково-спасательный Ка-25ПС, вертолет-тральщик Ка-25БТ и БШЗ, вертолет целеуказания Ка-25Ц и многие другие. Всего было выпущено 460 вертолетов двадцати модификаций. Поставлялись они и на экспорт – в Болгарию, Вьетнам, Югославию, Индию и Сирию.

По теме

Но постепенно Ка-25 устаревал, и ему на смену требовалась новая базовая модель. Первоначально был разработан вертолет Ка-252, на базе которого появился знаменитый тяжелый палубный вертолет Ка-27. Всего было выпущено 267 вертолетов этого типа. Как и предшественник, Ка-27 выпускался в нескольких вариантах: противолодочный Ка-27ПЛ, поисково-спасательный для ВМФ Ка-27ПС и ПСД, вертолет радиационной разведки Ка-27Е, экспортный противолодочный Ка-28 и другие. В отличие от Ка-25, на базе Ка-27 было создано целое семейство вертолетов различного назначения, являющейся основой палубных вертолетов современной России. Серийно выпускались и стоят на вооружении транспортно-боевой вертолет для транспортировки, высадки и огневой поддержки морской пехоты Ка-29, вертолет дальнего радиолокационного обнаружения ДРЛО Ка-31, многоцелевой Ка-32. Последний выпускается в транспортном варианте, в варианте вертолета-крана, противопожарном варианте, вертолете для МЧС и МВД, как палубный вертолет для гражданских судов.

Отдельно следует сказать о двух машинах, первоначально не предназначавшихся для использования на кораблях, но впоследствии всё равно «оморяченных». Появившийся в 1966 году легкий вертолет Ка-26 предназначался для сельскохозяйственной, санитарной авиации и работе в ГАИ для наблюдения за дорогами с воздуха. В наши дни вертолет существенно модернизировали – заменили двигатели с поршневых на газотурбинные и полностью изменили авионику. Новый Ка-226 предназначен, в том числе, для полетов с пограничных сторожевых кораблей проекта 22460 шифр «Охотник». Аналогичная история произошла и с боевым вертолетом Ка-52. Первая версия Ка-50 «Черная акула» представляла собой одноместный боевой вертолет. Было выпущено всего 17 вертолетов этого типа. Производство было остановлено из-за требований военных, которым была нужна двухместная машина (сразу вспоминается история со штурмовиком Ил-2). Новый вертолет получил индекс Ка-52 «Аллигатор». После принятие решения о покупке во Франции «Мистралей», потребовался боевой вертолет палубного базирования, который бы работал «по берегу» в паре с Ка-29. Новая машина получила индекс Ка-52К «Катран». Кроме оружия Ка-52, Ка-52К может нести ракеты Х-35 комплекса «Уран». Всё это делает Ка-52К важной составляющей авиагруппы универсальных десантных кораблей.

Все вертолеты, о которых мы рассказали, и которые стоят на вооружении ВМФ России – родом из Советского Союза. Постепенно, принципы, заложенные в конструкции этих машин, устаревают. Им на смену должны приходить вертолеты, разработанные с нуля уже в современной России.

Таинственная «Минога»

Вернемся к Коллегии Министерства обороны. После её окончания, Министр обороны Шойгу провёл Президента Путина по выставке современных образцов вооружений. На одном из кадров мелькнула модель универсального десантного корабля УДК проекта 23900 шифр «Прибой». На палубе находились вертолеты, которые будут входить в состав авиагруппы УДК. Видны модели противолодочного вертолета Ка-27, транспортно-боевого вертолета Ка-29, боевого вертолета Ка-52К. (Заметим, что в состав авиагруппы могут входить и вертолеты ДРЛО Ка-31). Между Ка-27 и Ка-52К виден вертолет совершенно новой конструкции.

Впервые о принципиально новом, полностью российском противолодочном вертолете Ка-65 «Минога» стало известно в 2015 году. К середине 2019 года было завершено эскизное проектирование нового вертолета. Осенью 2020 года Андрей Богинский, занимавший на тот момент пост генерального директора холдинга «Вертолеты России», рассказал, что период от начала разработки до первого полета составит от пяти до семи лет, и, соответственно, первый полет Ка-65 должен совершить в 2025, или 2026 году.

Подробностей о новом вертолете немного. Известно только, что Ка-65 сделан по классической «камовской» соосной схеме, и что он будет оснащен двумя двигателями ТВ7-117ВК взлетной мощностью 3 000 лошадиных сил. Максимальная мощность этого двигателя 3 750 лошадиных сил. Управлять работой двигателей будет автоматическая система БАРК-6. По своим габаритам новый вертолет сможет базироваться в корабельных ангарах и взлетать с полетных палуб тех кораблей, на которых сегодня базируются Ка-27. При этом, за счет использования новых композитных материалов, он будет легче «двадцать седьмого». Максимальная скорость Ка-65 будет около 300 км/ч.

Новый вертолет, как и его предшественники, станет платформой, на которой вероятно создание семейства палубных вертолетов нового поколения – противолодочных, поисково-спасательных, транспортных и другого назначения.

Появление Ка-65 на модели УДК проекта 23900 говорит о приоритете этой программы, и о сроках реализации проекта. Напомним, что по планам, УДК «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» должны войти в состав ВМФ в 2028-2029 году. Соответственно, к этому времени вертолеты Ка-65 «Минога» должны уже производиться серийно.

О внешнем виде вертолета можно судить только по двум фотографиям. В интернете появилась фотография из цеха ОКБ имени Камова, на которой среди других вертолетов виден макет «Миноги». Второе фото – это кадр из официальной хроники Коллегии Министерства обороны, которую посетил Президент. Есть фотографии модели вертолета, на которой виден и толкающий винт для увеличения скорости. Насколько такие фотографии правдивы – неизвестно.

Смогут ли камовцы решить поставленную задачу и сделать полностью российский вертолет в обозначенные сроки – покажет время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.02.2022 14:30
Наверх