Версия // Культура // Интервью главного редактора журнала «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова для «Новости СМИ»

Интервью главного редактора журнала «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова для «Новости СМИ»

3254

«Джаз – опасная среда, он затягивает»

В разделе

Сегодня на «волнах» НСМИ мы поговорим о… джазе… Сложно, сложно объяснить, что такое джаз, – его надо пропустить через себя и прочувствовать всеми клетками… Нет, мы даже не будем пытаться. Лучше уж обо всем расскажет главный редактор известного музыкального журнала «Джаз.Ру» Кирилл МОШКОВ.

Как зародилась идея начать выпускать журнал? Почему вы решили рассказывать людям именно о джазе?

Идея не зарождалась – она напрашивалась сама собой. Я с 1998 г. работал редактором интернет-портала о джазе, на основе которого впоследствии и был создан журнал. Работу над изданием журнала начала в 2006 г. группа авторов, которая к тому моменту уже 8 лет делала интернет-издание с тем же названием, тематикой и содержанием. На джазе я, как музыкальный журналист, специализируюсь уже около 22 лет – с 1994 г., когда меня пригласили делать передачу о джазе на одной из московских радиостанций, ныне не существующей. А джаз – опасная среда, он затягивает: «коготок увяз – всей птичке пропасть». Так что передо мной вопрос выбора просто не стоял. Так получилось.

Как изменялся журнал с момента своего первого выхода? Как он выглядит сейчас? Какова его стилистика? На что вы опираетесь при обеспечении его узнаваемости?

Это издание для чтения, хотя цветные крупноформатные иллюстрации играют в нем важную роль. Фирменный стиль был разработан нашим главным художником Татьяной Балакирской и за 10 лет менялся незначительно.

Главные элементы стиля, среди которых – не имеющее аналогов вынесение корректных оригинальных написаний иноязычных имен в зону сносок внизу страниц, остаются практически неизменными. Мы только упростили сетку верстки, в частности, уже несколько лет как перестали использовать фоновые изображения под текстом.

При обеспечении узнаваемости мы опираемся на тот факт, что мы – единственное издание в своей тематической нише. Нишевой тематической аудитории нас трудно не узнать.

Какие рубрики представлены в журнале? Как выбирается лицо номера, тема отдельного материала?

Джаз – музыка личностей. И личности – наша главная тема. Основные разделы – интервью, фестивально-концертные репортажи, исторические и портретные очерки. Как правило, на обложке оказывается либо персонаж центрального интервью номера, либо герой основного портретного очерка.

В большинстве случаев это известные джазовые музыканты. В ряде случаев – заслуживающие, с нашей точки зрения, более широкой известности.

Такие решения – вынесение на обложку музыкантов высокого уровня, пока не слишком известных аудитории, – всегда риск, но пока он в основном оправдывался.

Кто может попасть на страницы вашего журнала? Пишете ли о молодых музыкантах?

На наши страницы могут попасть и попадают музыканты, которые двигают искусство джаза вперед, – нынешние звезды, а также ветераны и «титаны» джаза – как отечественные, так и зарубежные. У нас есть и специальные рубрики для продвижения молодых отечественных музыкантов – «Молодая сцена» и «Представьтесь».

Можете подробнее рассказать о вашем портале? Что там читатель может найти для себя?

Портал «Джаз.Ру» – прежде всего электронная версия журнала «Джаз.Ру».

Туда попадает все, что не попадает на бумажные страницы, – прежде всего концертные и фестивальные анонсы, сообщения о новых альбомах, рецензии, многочисленные концертные репортажи со значительным удельным весом медиаконвергенции (фотогалереи, подкасты, видео), но также и интервью, и очерки, и в изобилии – большие тексты из бумажных журналов прошлых лет, которые не теряют значимости, и мы стремимся в формате «лонгрида» сделать их достоянием более широкой аудитории, не забывая обогатить их элементами медиаконвергенции, невозможными на бумаге.

По теме

Кроме того, на интернет-портале у нас ежедневная сводная джазовая афиша по всем городам России (ну, всем, которые присылают нам свои анонсы, конечно: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Уфа, Воронеж, Ярославль...), подкасты о джазе, видеоканал с репортажными съемками выступлений российских джазменов, целая библиотечка о джазе (чтение онлайн, без скачивания) и много другой справочной информации.

Расскажите о вашем читателе. Охарактеризуйте его.

Условных читателей у нас как бы три. Один – специалист, джазовый музыкант, прежде всего – молодой. Второй – специалист-джазфэн, как правило – старше 45. И третий – широко образованный слушатель среднего возраста (25–40), у которого джаз – одна из главных составляющих его культурной среды (но, как правило, не единственная). Численно эти три категории соотносятся примерно как 20% – 20% – 50%. Остальные 10% – более эзотерические категории: прежде всего меломаны, т.е. коллекционеры музыки. Но на их запредельно строгие вкусы и требования мы ориентируемся далеко не в первую очередь.

На что живет журнал?

Журнал принадлежит двум физическим лицам, которые одновременно являются его редакторами, и живет только за счет продаж рекламных площадей. Это типичное нишевое тематическое издание, живущее главным образом на нишевую же рекламу.

Каков тираж? Где и как распространяется?

В последнее время – 2000 экз. Распространяется преимущественно бесплатно через сеть партнеров (музыкальные клубы, магазины, фестивали, учебные заведения и т.п.). В розницу продается не более 10–15% тиража, и мы сознательно снижаем этот процент, т.к. считаем, что время продажи бумажных изданий за деньги окончательно прошло.

При этом у нас порядка 25 000 уникальных пользовательских сессий в месяц в интернет-версии, плюс примерно 36 000 просмотров наших материалов через соцсети в месяц.

Сколько человек задействовано в выпуске журнала? Расскажите о ваших авторах. Какими навыками должен обладать человек, работающий в музыкальном издании?

Непосредственно редакция – это 5 человек. Авторов – порядка полусотни. Это музыкальные журналисты, музыковеды, музыканты и... просто любители джаза. Основных навыков, необходимых для нашего издания, три.

Во-первых, нужно знать музыку и разбираться в ней на уровне специализированного музыкального издания.

Во-вторых, эти знания нужно уметь донести до читателя хорошим русским языком. (Хорошим – не значит обязательно «сложным», но и излишнее упрощенчество контента мы не считаем правильной стратегией: у нашего читателя IQ выше среднего).

И, в-третьих, нужно понимание того, что «критика» – необязательно разнос и разгром, а прежде всего анализ. А значит, этот анализ нужно уметь делать. Да, мы знаем, что мы сумасшедшие. Но по-другому в нашей нише не получается.

Расскажите об организации мероприятий – конкурсов, мастер-классов, концертов, лекций. Для чего вы их проводите, и на кого они направлены?

Мы участвуем во всех тематических выставках, в том числе за рубежом (Musik Messe Russia в Сокольниках в сентябре, Jazzahead! в Бремене в апреле и т.п.), проводим совместные проекты с музыкантами (например, прямо сейчас продолжается цикл ежемесячных лекций-концертов по истории джаза, которые мы проводим совместно с Большим Джазовым Оркестром трубача Петра Востокова), наши редактора и авторы выступают ведущими джазовых концертов и джазовых фестивалей (число которых с нашим участием перевалило за два десятка в год – и это не только Москва, но и Новосибирск, Краснодар, Воронеж и многие другие крупные города России). В городах, куда мы ездим как музыкальные журналисты или ведущие фестивалей, мы стараемся организовывать лекции в высших учебных заведениях: самый свежий пример – лекция «Как слушать джаз» в Воронежском государственном университете, отснятая студентами местного факультета журналистики на видео и превращенная в интересный полнометражный документальный фильм.

Все это – инструменты расширения и аудитории, и базы рекламодателей (крупные фестивали всегда имеют рекламные бюджеты), и, самое главное, слушательской базы джазового искусства, в чем мы видим свою основную цель.

Какие еще проекты реализованы вашим изданием?

На настоящий момент мы совместно с петербургским издательством «Планета Музыки» подготовили 5 книжных проектов, и они оказались настолько успешными, что три из них уже вышли в расширенных переизданиях – коллекция биографических очерков и интервью в двух томах под общим названием «Великие люди джаза» и мои книги «Индустрия джаза в Америке. XXI век» и «Блюз. Введение в историю». Готовятся и новые проекты, в том числе нотные сборники на основе нашей журнальной нотной рубрики «Что играть?» (музыка российских джазовых музыкантов и композиторов).

Как кризис повлиял на журнал?

Нам пришлось временно радикально сократить число бумажных выпусков в течение года. Но мы рассчитываем продолжать издание журнала на бумаге.

Как кризис повлиял в целом на музыкальную индустрию России?

Сократились бюджеты фестивалей и возможности концертных промоутеров. С другой стороны, у музыкантов вне поп-рок-направления стало меньше возможностей заработать «корпоративами» на возможность представлять собственно музыкальное искусство. Но «стало меньше» не означает, по счастью, «совсем не стало».

По-вашему, что ждет печатные СМИ?

Нишевые печатные СМИ уйдут с рынка последними. Надеюсь, не очень скоро.

Каковы стратегические цели и планы издания в ближайшее будущее?

Больше и лучше работать, восстановить полноценный выход на бумаге, расширять охват в соцсетях, и, что очень важно, – расширять авторскую базу, так как нам очень нужны новые репортажники, рецензенты, интервьюеры и т.п. Специальным навыкам научим. Главное – любить музыку, хотеть писать о музыке и музыкантах и... уметь излагать свои мысли на русском языке! (А с этим у части нового поколения, прошедшего «школу ЕГЭ», есть, увы, проблемы...).

Журнал «Новости СМИ» №23, ноябрь 2016 год

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.02.2017 16:22
Комментарии 0
Наверх