Уже в половине столичных библиотек принимают электронные читательские билеты. Сегодня ими пользуются уже 86 тыс. москвичей. А очень скоро и вовсе каждая столичная библиотека начнёт работать с читательскими билетами нового поколения.
«Единый читательский билет и маркировка библиотечного фонда помогут значительно экономить время читателей. Если на книгу нанесён штрихкод, её оформление по карте занимает не более минуты», – объясняют в пресс-службе Московской дирекции по развитию культурных центров. Кроме того, благодаря штрихкоду библиотекари могут отслеживать, где находится та или иная книга – в фонде библиотеки или «на руках».
Действительно, цифровые информационные технологии сегодня проникли буквально в каждую сферу жизни Москвы. Запись к врачу по интернету и электронная медкарта давно уже стали реальностью. Электронный дневник школьников – привычный атрибут жизни. Умный робот-оператор на горячих линиях общегородского контакт-центра уже никого не удивляет. Кажется, он был всегда.
На самом деле повсеместное проникновение передовых цифровых технологий в жизнь города началось не так-то давно – в 2011 году, с принятием городской программы «Информационный город» (ныне – «Умный город»). Именно благодаря её реализации современные технологии всё больше и больше входят в повседневную жизнь москвичей.
Развитие цифровых технологий заметно в сфере образования. Одним из безусловных достижений тотальной «цифровизации» столицы можно считать проект «Московская электронная школа» (МЭШ). В прошлом году на образовательном саммите HundrED в Финляндии столичная МЭШ вошла в сотню главных образовательных проектов мира. В этом году проект победил на Всероссийском конкурсе лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов России. Предполагается, что в ближайшем будущем МЭШ распространится на все регионы страны. «Эту модель я бы назвал даже не московской электронной, а народной электронной школой. Московскую электронную школу создают сейчас 50 тыс. педагогов, которые ею пользуются», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала «Россия 1». МЭШ запустили в 2016 году, но уже сегодня в библиотеке проекта размещено более 35 тыс. сценариев уроков, более 900 учебных пособий, десятки тысяч интерактивных образовательных приложений.
Цифровые технологии помогают и при сервисно-информационном обслуживании. Да что там помогают! В столице роботы уже могут работать даже операторами на телефоне. Ещё одна техническая новинка, произведшая фурор на мировом рынке, – московский робот-оператор горячих линий. На днях жюри международного конкурса «Хрустальная гарнитура» отметило столичного виртуального телефониста сразу двумя наградами.
По сравнению со своими зарубежными аналогами московский робот-оператор намного быстрее может распознавать самые разные вопросы, имеет большой словарный запас и даже неплохо владеет сленговыми выражениями, что помогает ему в работе. Виртуальный оператор появился в столице ещё в 2017 году, и сегодня он, например, принимает уже все 100% обращений жителей, поступающих на горячую линию по регистрации показаний счётчиков воды. Это первая в России горячая линия, которая работает без участия человека.