Версия // Бизнес // Центральные банки должны быть осторожны при спасении экономики

Центральные банки должны быть осторожны при спасении экономики

5791

Отчаянные времена

В разделе

В результате пандемии Covid-19 объем производства существенно сократился, и многие задаются вопросом, насколько может быть расширена денежно-кредитная политика для поддержки экономики. ФРС США прощупывает отрицательные процентные ставки, которые, по-видимому, представляют собой эффективный предел не потому, что такая политика технически неосуществима, а потому, что она была бы политически неприемлемой. Однако у ЕЦБ, Банка Англии и Банка Японии подобных ограничений нет.

ЕЦБ давно уже использует отрицательные ставки, и, как сообщается, управляющий Банка Англии Эндрю Бэйли «пристально» изучает возможность использования этого варианта для Соединенного Королевства. Аналогичным образом глава Банка Японии Харухико Курода хотя и считает, что текущая политика банка соответствует нынешним реалиям, не исключает дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики или еще большего увеличения покупок активов.

Вопрос в том, имеет ли смысл идти дальше по пути экстремальной монетарной политики. Знаменитое обещание бывшего президента ЕЦБ Марио Драги «сделать все, что нужно» для поддержки евро теперь стало мантрой для всех, противостоящих нынешнему кризису. Но разве расширение финансовой политики не будет лучшим способом выполнить это обязательство?

В условиях нынешнего кризиса крайне важно, чтобы деньги доходили до самых нуждающихся как можно быстрее. Безработица находится на рекордно высоком уровне во многих странах - более 20 миллионов человек в Соединенных Штатах потеряли свои рабочие места только в апреле, подняв уровень безработицы до 14,7%. В этих условиях США и большинству других стран необходимы широкие и устойчивые меры фискальной политики, используемые в координации с денежно-кредитной. Без этого длительная рецессия и чрезвычайно высокая безработица станут намного более вероятными.

Фискальная экспансия должна преследовать две основные цели. Во-первых, это должно помочь отдельным людям, домохозяйствам и фирмам пережить кризис. В этом отношении меры фискальной политики, принятые в США и других странах с развитой экономикой, оказались на высоте. В конце марта конгресс США утвердил пакет стимулов на сумму 2 триллиона долларов для поддержки домохозяйств, фирм и поставщиков медицинских услуг, а демократы в Палате представителей уже приняли другой пакет, предлагающий дополнительные триллионы долларов.

Между тем в Европейском Союзе бюджетные правила были приостановлены, что позволило правительствам государств-членов проводить более амбициозные налогово-бюджетные меры, от увеличения расходов и налоговых льгот до поддержки заработной платы и субсидий для малых и средних предприятий.

Вторая цель фискальной экспансии - стимулировать восстановление экономики, поддерживая внутренний спрос. Здесь, к сожалению, предлагаемая политика не дала результатов, что повышает риск повторения ошибки, допущенной после глобального финансового кризиса 2008 года, когда от фискального стимула отказались слишком рано.

В этом случае опора на фискальную политику для стимулирования спроса была объявлена политически неосуществимой. Хотя последствия спада все еще отчетливо ощущались, политики в США, Великобритании и большей части Европы объединилось вокруг жесткой экономии, подавляя восстановление и создавая почву для роста неравенства и социального недовольства.

На этот раз крупные центральные банки тихо настаивают на «дополнительной фискальной поддержке», чтобы «избежать долгосрочного экономического ущерба» и добиться «более сильного восстановления». Такая поддержка также необходима для смягчения давления на центральные банки. Между тем есть веские причины не идти по пути более экстремальной монетарной политики.

По теме

Начнем с того, что экстремальная денежно-кредитная политика, как правило, ограничивает возможности для будущих политических сигналов и снижает эффективность процентных ставок, которые в нормальных условиях являются мощными инструментами воздействия на объем производства и занятость. Во-вторых, они могут усугубить предпандемическую уязвимость, которая уже угрожает мировой экономике, не в последнюю очередь наращивание долга, неправильное распределение кредитов и избыточную ликвидность в корпоративном секторе (где слишком много фирм имеют проблемные балансы).

Эти опасения приводят к третьему пункту: дальнейшее смягчение условий кредитования и расширение государственных кредитных программ может привести к увеличению задолженности фирм, которые не смогут заставить капитал работать. Обанкротившиеся фирмы-зомби будут искусственно поддерживаться. Даже если такие меры сохраняют рабочие места в настоящее время, это не означает, что они являются эффективным использованием финансовых ресурсов. «Потерянное десятилетие» Японии должно послужить предостережением. Чем дольше компании-зомби поддерживаются, тем большими будут потери, когда они в конечном итоге обрушатся.

Само собой разумеется, что экстремальная денежно-кредитная политика может привести к неожиданным последствиям. Мы все еще не совсем уверены как она работает, или как она влияет на ожидания и поведение людей.

Безусловно, если возможности для денежно-кредитной политики ограничены, пространство для фискальной политики также является узким. Но текущая чрезвычайная ситуация и угроза глубокой рецессии (или даже депрессии), несомненно, требуют смелой, «нетрадиционной» фискальной политики, поддерживаемой другими инструментами, такими как Европейский фонд восстановления, который недавно предложили Франция и Германия, и инновационным рынком капитала.

Отчаянные времена требуют отчаянных мер. Но нельзя допустить повторения ошибки, допущенной в 2010 году, когда правительства нажали на тормоза, поддерживая двигатель денежно-кредитной политики в самом разгаре. Сейчас, как никогда ранее, необходимо предотвратить дальнейшее углубление неравенства. Только грамотная фискальная политика может способствовать достижению этой цели.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.06.2020 13:30
Комментарии 0
Наверх