Версия // Москва // Благодаря реновации Москва станет комфортнее

Благодаря реновации Москва станет комфортнее

2562

Кварталы для жизни

В разделе

Продолжается активное голосование москвичей за включение или невключение их дома в программу реновации. Но вот вопрос: что придёт на смену дряхлеющим пятиэтажкам? На прошлой неделе на круглом столе «Принципы реновации: создание комфортной жилой среды» обсуждались подробности о том, какими будут новые столичные кварталы.

Внастоящее время правительство Москвы ведёт прямой диалог с лучшими российскими и зарубежными архитекторами. Уже объявлен конкурс на архитектурные концепции новых жилых кварталов. Главные требования к ним – комфорт и удобство для жителей, а также благоустройство по самым высоким стандартам.

Работа на ближайшие 15–20 лет

«Мы с вами сегодня стоим на пороге исторического события. Мы готовимся к программе реновации, у нас идёт голосование жителей. Сегодня мы понимаем, что более 500 кварталов в Москве попадёт в программу реновации, – рассказал заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. – Большинство жителей, которые проживают в этих домах, высказываются за то, чтобы их начали расселять, и они просят, чтобы их расселили в основном в те же районы, где они живут. Конечно, это сверхсложная задача, градостроительный вызов, очень серьёзный. Он потребует мобилизации всех ресурсов, которые есть не только в стране, но мы надеемся, что многие мировые архитекторы и градостроители будут принимать в этом участие. Работа на ближайшие 15–20 лет».

Суть столичной программы реновации в том, чтобы в городе появились действительно удобные и комфортные новые кварталы, сформировалась новая современная городская среда, отвечающая сегодняшним потребностям горожан. «Городам свойственно меняться. Наиболее существенные трансформации с течением времени претерпевают, конечно же, крупные мегаполисы. Процесс обновления городской ткани совершенно естествен и обусловлен, как правило, изменением общественного запроса», – отмечает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Реновация – это удобство и комфорт

В программе реновации в Москве, как уже сказано выше, примут участие лучшие архитекторы. А проектирование новых кварталов будет осуществляться по самым высоким мировым стандартам. В ближайшее время столичные власти утвердят стандарты благоустройства и архитектуры реновируемых кварталов. А вскоре пройдут и первые конкурсы на архитектурные проекты будущих кварталов. «Мы договорились, что по результатам сегодняшних обсуждений того технического задания, которое будет сформировано на основании присутствующих здесь экспертов, практикующих архитекторов, мы организуем целую серию конкурсов, на которых отберём лучшие проекты, лучшие идеи, для того чтобы их положить в основу технического задания и практической реализации», – подвёл итоги круглого стола Марат Хуснуллин.

Впрочем, базовые требования к будущим архитектурным проектам новых столичных кварталов можно сформулировать уже сейчас. В первую очередь речь идёт о формировании комфортной городской среды и создании в рамках каждого квартала частного и общественного пространства. В каждом квартале непременно должны быть прогулочная аллея или небольшой парк с хорошим освещением, лавочками, красивыми клумбами и детскими площадками. Последние будут оборудованы современным безопасным резиновым покрытием. Также на детских площадках установят горки, качели и спортивные снаряды. Что касается зелёных насаждений, то их площадь согласно новым стандартам благоустройства должна быть сохранена или увеличена.

По теме

«Принцип квартальной застройки позволяет эффективно использовать территорию, зонировать дворовую и общественную территорию не заборами, а самой постановкой домов, – пояснил Марат Хуснуллин. – Позволяет делать город таким, каким он нам нравится: где есть улицы, бульвары, а есть дворы – спокойные, тихие, приватные территории».

Справка

Что такое современный квартал?

Квартал – это участок городской территории, ограниченный улицами, скверами или иными искусственными или естественными преградами.

Квартал, сформированный блоками секционных домов вокруг общего двора, ориентировочно состоит из 10–12 секций. Первые этажи жилых домов в квартальной застройке обычно отдаются под общественные функции. Там размещаются, например, кафе, магазины, объекты бытового обслуживания, поликлиники, библиотеки и даже встроенные детские сады.

А вот для образовательных центров (школ) в кварталах выделяются отдельные, как правило, центральные участки.

Мировой опыт свидетельствует, что идеальный размер квартала для создания действительно комфортной среды – 300 метров по каждой стороне. При этом типология застройки такого блока хотя и определяется градостроительной ситуацией, но для формирования уличного фронта принципиально, чтобы общественный функционал размещался по периметру квартала.

Парковки хватит всем

Принципиальное новаторство квартальной системы, которую планируется реализовать в рамках программы реновации, состоит в том, что архитекторы предполагают постепенно уходить от устаревшей ныне градостроительной единицы – микрорайона. Несколько десятилетий назад строительство огромных микрорайонов действительно было удобно и оправданно. Однако современных требований к комфортной городской среде старые микрорайоны уже не выдерживают. «К примеру, в микрорайоне присутствуют огромные пространства дворов при отсутствии выраженных внутренних улиц и огромных габаритах самих зданий, даже подъезд многоэтажного жилого дома не воспринимается как частное пространство, – объясняет Сергей Кузнецов. – При квартальной застройке мы можем видеть спокойный и тихий двор и упорядоченную параллельную парковку вдоль улиц. Также создаётся естественная граница между уличным и дворовым пространством, так что не нужно возводить заборы. Все жильцы знают своих соседей, и ключевую роль здесь играет не плотность населения, а именно организация пространства».

О парковках, кстати, следует сказать особо. Не секрет, что в старых микрорайонах в Москве с парковками во дворе большая проблема. В прежние времена проблемы с паркингом просто не существовало, ведь в 50–70-е годы прошлого века в Москве просто не было столько машин. Вот и приходится сегодня владельцам автомобилей оставлять свою машину где попало. Нашёлся свободный асфальтированный участок недалеко от дома – и хорошо.

В кварталах нового типа проблема с парковками будет решена. Места хватит для всех. Эксперты подсчитали: сегодня во дворах с неспланированной парковкой на условном квартале в 80 гектаров встают порядка 1300 машин. Но на спланированной территории новых столичных кварталов можно будет расставить почти в 2 раза больше – 2300 автомобилей. И это только на уличном паркинге. Всего же в каждом квартале будет три вида стоянок: плоскостные, многоуровневые отдельно стоящие паркинги и паркинги под домами в один этаж.

«Пятиэтажки практически нигде не застраивались кварталами, они застраивались микрорайонами. И в этом случае речь идёт о том, что реконструируется определённая территория, причём само слово «реновация» относится к территории, а не к отдельному зданию, – говорит заведующий Международной проектно-учебной лабораторией экспериментального проектирования городов Высшей школы экономики Дмитрий Наринский. – Принципиальное отличие этого проекта от предыдущего в том, что речь идёт не об отдельных объектах, а об изменении характера застройки на определённой территории. Есть возможность существенно повысить качество жизни в Москве, так как мы как раз будем заниматься реновацией не отдельных зданий, а именно территорий и создадим новое качество городской среды».

По теме

Всё необходимое – в шаговой доступности

Безусловным плюсом квартальной застройки нового типа является и наличие всей необходимой социальной инфраструктуры. Причём в отличие от микрорайонов в новых кварталах всё необходимое будет именно в пешей доступности. «Раньше могла возникнуть следующая проблема: человек с маленькими детьми приобрёл жильё в новостройке, состоящей в микрорайонном комплексе. После этого оказалось, что ближайший детский сад занят уже давно, поэтому своих детей ему придётся водить в другой, который может находиться в ином поселении либо микрорайоне, – рассказывает Сергей Кузнецов. – А вот каждый отдельный квартал, напротив, подразумевает наличие всей необходимой социальной инфраструктуры, будь то детский сад или поликлиника, – и всё это в пешей доступности».

Очевидный минус старых микрорайонов и в их так называемой монофункциональности. Застройка второй половины XX века была рассчитана на индустриальный город: каждое утро люди должны были уходить на работу, а домой возвращаться, только чтобы переночевать. Современный квартал – это в первую очередь квартал для полноценной жизни. «Для того чтобы снизить необходимость в передвижении населения, привязать его к месту проживания, сделать районы более полноценными, необходимо их сделать в первую очередь многофункциональными: с местами приложения труда и с возможностью развития сервисной экономики, – рассуждает доцент Высшей школы урабнистики им. А.А. Высоковского, академический руководитель образовательной программы «Управление пространственным развитием городов» Виталий Стадников. – А сервисная экономика может развиваться вдоль улиц, то есть с домами, которые стоят вдоль улиц, а не торцами выходят к улицам. Сервисы в виде магазинов, культурных заведений или тех же самых мест приложения труда, офисов, они все должны сформировать микроны общественных пространств».

А как у них?

Мировой опыт реновации

Москва далеко не первый и не единственный город в мире, затеявший реновацию. Многие крупные мегаполисы уже прошли через то, что российской столице ещё только предстоит.

В этой связи показателен пример Японии. В 20-е годы прошлого века после сильного землетрясения в Токио город пришлось отстраивать практически заново. Тогда на место деревянных домов пришли бетонные. Но сегодня этих построек в Токио уже нет, поскольку достаточно быстро они перестали соответствовать современным стандартам. «Было экономически невыгодно продолжать их ремонтировать. Пошла вторая волна строительства жилья по всему миру как раз в 50-е годы, когда необходимо было строить социальное жильё. В Токио и округе тогда было построено примерно 80 млн квадратных метров жилья. Начался рост цен на землю до такой степени, что жить в Токио стало невозможно. Люди стали уезжать за пределы города, как в Новой Москве, – рассказывает партнёр японского архитектурного бюро Nikken Sekkei Фади Джабри. – Потом наступил кризис, цены на жильё в Токио упали, и люди стали возвращаться». После кризиса жильё стало более доступным, но оно очень быстро пришло в негодность. Девелоперам нередко приходилось перестраивать целые районы. Буквально за несколько лет было перестроено около 300 тыс. квадратных метров жилья.

Масштабную реновацию проводили и в Амстердаме, где в начале 60-х годов был возведён огромный микрорайон на 100 тыс. человек. В те годы он считался очень престижным, но с течением времени район постепенно пришёл в негодность. И если в 60-е годы туда переезжали достаточно высокопоставленные люди, то в начале 2000-х из микрорайона жители начали массово уезжать. «В этот момент город решил принять довольно резкое градостроительное решение: большую часть домов снесли и поэтапно район был полностью перестроен», – говорит архитектор, партнёр голландского бюро MLA+ Маркус Аппенцеллер. Кстати, этот архитектурный проект был удостоен премии Миса ван дер Роэ.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.06.2017 17:05
Комментарии 0
Наверх