В договорах некоторых российских банков снова начали автоматически проставлять галочки, подтверждающие согласие на те или иные дополнительные услуги. Банк России отслеживает подобные нарушения.
Российские банки вновь начали автоматически проставлять в договорах галочки, которые подтверждают согласие клиента на те или иные услуги, прилагающиеся к кредиту, передает «Коммерсантъ». К примеру, Почта Банк попал в поле зрения Роспотребнадзора по Калининградской области из-за проставленных при печати отметок в договоре, которые подтверждают согласие клиента с условиями. За это организация была привлечена к административной ответственности, сумма штрафа составила 5000 рублей.
В части индивидуальных условий договора, где клиент должен был самостоятельно проставить галочки в клетках, подтверждая свое согласие, в некоторых местах пометки уже стояли. По мнению Роспотребнадзора, таким образом кредитная организация нарушила права потребителей. Банк с решением контролирующей организации не согласился и обратился в Арбитражный суд Москвы, который не счел стандартную фразу в договоре об ознакомлении граждан с тарифами организации неоспоримым доказательством того, что это ознакомление было проведено. Такое же решение было принято по жалобе банка «Союз».
Представители регулятора сообщили, что в ряде кредитных организаций сотрудники при заполнении договора не предоставляют гражданам возможности отказаться от дополнительных услуг. Свои действия они, в том числе, объясняют особенностями программного обеспечения. По мнению ЦБ, эти действия говорят о нарушении закона «О потребительском кредите (займе)», а также о навязывании гражданам пакета допуслуг. При выявлении ЦБ таких нарушений организациям выносятся предписания и применяются штрафные санкции.