// // Атомные субмарины НАТО всё чаще попадают в аварии

Атомные субмарины НАТО всё чаще попадают в аварии

1065

Подводно-транспортное происшествие

2
В разделе

19 августа близ побережья штата Вашингтон американская атомная подводная лодка Louisiana, вооружённая баллистическими ракетами, столкнулась с кораблём снабжения. С начала нынешнего года это происшествие стало далеко не первым инцидентом с участием подводных лодок НАТО. «Наша Версия» попыталась разобраться, почему субмарины альянса всё чаще становятся причиной серьёзных происшествий в Мировом океане.

Сюжет: Армия

Как сообщается, вечером 18 августа американская атомная подводная лодка Louisiana столкнулась с небольшим кораблём снабжения, инцидент произошёл в проливе Хуан-де-Фука рядом с морской границей между Канадой и США. USS Louisiana является 18-й и последней по счёту субмариной класса Ohio, она была принята в состав флота в 1997 году. Это тип подлодок, который может нести на своём борту 24 баллистические ракеты Trident II или 154 крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk. Американцы уверяют, что в результате столкновения никто не пострадал, оба корабля своим ходом продолжили следовать к пунктам назначения: субмарина – на базу ВМС Китсап, корабль снабжения – в Порт Анджелес. Сейчас по факту случившегося начато расследование, о промежуточных результатах которого ничего не сообщается. Предположительный виновник аварии не назван, характер и степень повреждений, полученных Louisiana, не раскрываются. Также осталось неизвестным, было ли в момент столкновения на борту подлодки ядерное оружие.

Инцидент вызвал международный скандал

Происшествие, возможно, не вызвало бы такого резонанса, если бы за месяц до этого у берегов Гибралтара не произошло похожее ЧП: британская подводная лодка Ambush, участвовавшая в учениях, не смогла разойтись с гражданским торговым судном, столкнувшись с ним. Этот класс субмарин является наиболее современным типом подводных лодок ВМС Великобритании – субмарины Ambush были приняты на вооружение страны в 2013 году, пока на вооружении Королевского военно-морского флота всего две подлодки такого класса. При этом Ambush, как заявлялось, оборудованы системами новейших технологий, а управляют судами элитные экипажи британских ВМС. Однако, как оказалось, ни сверхсовременные датчики, ни опытный экипаж не смогли предотвратить аварию.

В результате столкновения у субмарины были зафиксированы серьёзные внешние повреждения, однако англичане клятвенно заверили, что атомная силовая установка не пострадала. Тем не менее инцидент вызвал международный скандал. Нужно учитывать политический подтекст этой истории: Гибралтар является заморской территорией Великобритании, оспариваемой Испанией. В Мадриде не закрыли глаза на происшествие, а потребовали от Лондона исчерпывающих объяснений в связи с инцидентом, в том числе по поводу степени повреждения, а также настояли на передаче им и всей информации, которая касается обстоятельств происшествия. Но, как и американцы, англичане не торопятся предавать инцидент широкой огласке.

Английские моряки-подводники являются самыми большими неудачниками нескольких последних лет. В прошлом году другая британская атомная подводная лодка получила серьёзные внешние повреждения. Причём об этом стало известно, когда подлодка HMS Talent вернулась в порт в марте с большой вмятиной в верхней части рубки и выбыла из строя на несколько месяцев. Её ремонт стоил около 750 тыс. долларов.

По теме

По одной версии, это произошло во время слежки за российскими подводными лодками, по другой – субмарина, как некогда «Титаник», натолкнулась на айсберг. Сами английские военные категорически отвергли предположения о столкновении с российским кораблём, отказавшись сообщить при этом, где и когда произошла авария. Такое поведение заставило вспомнить времена холодной войны. Например, в 1981 году экипажу субмарины Sceptre было приказано говорить, что она врезалась в айсберг, хотя на самом деле причиной ЧП стало столкновение с советской подлодкой K-211.

Англичане попали в сети

В прошлом году Великобритания с большой задержкой признала свою вину в инциденте с траулером Karen, который произошёл в 2014 году в Ирландском море. ЧП случилось во время военно-морских учений НАТО Exercise Joint Warrior, в которых участвовали корабли Великобритании, Голландии, Норвегии и Турции. В разгар учебного морского противостояния неидентифицированная подводная лодка запуталась в сетях траулера Karen и протащила за собой рыболовецкое судно на скорости 10 узлов. Ущерб, причинённый гражданскому судну, был оценён капитаном Karen в 10 тыс. британских фунтов.

Британская сторона после случившегося первоначально начала выдвигать пропагандистскую версию о том, что к инциденту имеет отношение российская подводная лодка, которая якобы скрытно наблюдала за учениями. Однако в конце концов выяснилось, что за сети Karen зацепилась именно британская субмарина, при этом моряки её величества даже не заметили, что зацепили и тащат за собой гражданское судно. Потому они не стали поднимать субмарину на поверхность и не остались на месте происшествия.

Британские моряки попадали в неприятные истории и раньше. Так, 22 октября 2010 года был зафиксирован инцидент с участием АПЛ класса Astute: атомная подводная лодка села на мель у острова Скай у северо-западного побережья Шотландии. В результате происшествия никто не пострадал, и, по утверждению минобороны Великобритании, окружающей среде ущерб не был нанесён. АПЛ класса Astute является крупнейшими и самыми передовыми субмаринами, когда-либо стоявшими на вооружении военно-морского флота Великобритании. Все суда многофункциональны и оборудованы сверхновыми навигационными и коммуникационными технологиями, а также вооружением последнего поколения.

Украинский след

Происшествия с кораблями НАТО случаются на фоне ухудшения отношений России из-за ситуации с Украиной. После того как российский ВМФ усилил своё присутствие в Мировом океане, флот альянса стал интенсивно вести патрулирование и чаще проводить морские манёвры. Но, по всей видимости, военные моряки НАТО несколько застоялись в портах за время «разрядки», так что их некомпетентность становится всё более очевидной. Серьёзные ошибки, которые экипажи кораблей вооружённых сил стран – участниц альянса допускают во время учений, даже, казалось бы, во время простого маневрирования, становятся симптоматичными. Очевидно, что число подобных инцидентов, фигурантами которых оказываются вооружённые силы членов НАТО, растёт пропорционально увеличению количества учений. Пока все происшествия не критичные, и остаётся надеяться, что подобные инциденты не приведут к более серьёзным последствиям. Ведь не стоит забывать, что подлодки, которые становились участниками происшествий, могли нести на борту ядерное оружие. При этом очевидно, что подводники НАТО сегодня наиболее серьёзно растренированы, не способны выполнять тот объём задач, который ставится перед ними руководством альянса, и поэтому становятся источником повышенной опасности.

Всеволод Хмыров, бывший командир подводной лодки К-241 Северного флота, Герой Российской Федерации, контр-адмирал:

– Подобные происшествия говорят о том, что уровень системы подготовки оказался не соответствующим уровню сложности поставленной задачи. С чем это связано в каждом конкретном случае, можно разбираться только на месте. Но, исходя из своей практики, могу однозначно утверждать, что в 90% случаев в основе лежит плохая или некачественная организация службы, то есть чаще всего проблемы исключительно внутри корабля. Подводная лодка – весьма сложная система, управлять которой приходится под водой, в сложных условиях, в агрессивной среде, поэтому здесь каждая ошибка несёт потенциальную опасность.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.08.2016 08:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх