К сожалению, ситуация в Европе ухудшается. Практически ежедневно приходит информация о том, что страны Евросоюза (за исключением Венгрии и Словакии) разрабатывают, а самое главное, пытаются реализовать всевозможные планы давления на Россию. Иногда эти планы из экономической плоскости переходят к силовым операциям, итоги которых сложно предсказать. 1 октября пришла информация о захвате французским спецназом танкера «теневого флота».
В этой статье мы попробуем разобраться, почему был задержан именно этот танкер, и почему задержание произвел спецназ Франции.
История вопроса
О противостоянии на Балтике написано много статей. Автор, рассказывая об этих событиях, написал около десяти материалов. Наверное, ссылки на них давать не нужно – достаточно просмотреть ленту статей в рубрике «Досье». Коротко повторим логику событий и фактов. Истерия нагнетается уже около трех лет. Сверхзадача неолибералов из Брюсселя остановить экспорт российских нефтепродуктов из портов Усть-Луга и Приморск. Первым шагом стал запрет на страхование в европейских (в основном, английских) страховых компаниях перевозимой нефти и нефтепродуктов. Ранее эффективный механизм неожиданно дол сбой – грузы стали страховать компании из Юго-Восточной Азии. Тогда ввели санкции на танкерный флот, перевозивший экспортную нефть из России. Это привело к появлению так называемого «теневого флота», работающего под удобными флагами и с непрозрачными собственниками. На сентябрь месяц количество танкеров «теневого флота» достигло около 900 единиц, что составляет 17% мирового танкерного флота. Цифры, конечно, приблизительные, так как точный подсчет затруднён. Дело оказалось настолько выгодным, что даже греческие судовладельцы, формально обязанные выполнять ограничения Евросоюза, втихаря перевозят российскую нефть на своих судах. Тогда в Великобритании придумали эффективный способ борьбы с танкерами, работавшими под «удобным флагом». Способ, надо признать, интересный и нестандартный. Объясним его суть, это важно и для понимания последнего события. Значительная часть мирового торгового флота работает под «удобными флагами». Для небольших бедных стран предоставление своего флага – это существенное пополнение бюджета страны, для судовладельцев – это экономия эксплуатационных расходов на налогах и, частично, на зарплатах экипажу. Рейс танкера водоизмещением около 100-150 тысяч тонн, к примеру, из порта условной Индии до Усть-Луги длится около 10-13 дней. Если за это время неформальными методами надавить на Правительство страны «удобного флага» и потребовать отозвать регистрацию с конкретного танкера, то моряки на нем в рейсе об этом даже не узнают. Формально получается, что судно идет без флага и регистрации, нарушая все международные законы, и его не просто нужно, а должно арестовать. Первый раз этот метод опробовали 11 апреля этого года, когда ВМФ Эстонии задержали танкер «Kiwala», идущего под флагом Джибути. Владелец судна зарегистрирован на острове Маврикий, компания оператор – китайская. Танкер шёл в балласте из индийского порта Сикка в российский порт Усть-Луга под погрузку. После задержания, власти Эстонии объявили, что у судна нет регистрации, так как морская администрация Джибути её отменила. Ну, и до кучи, нашли какое-то количество мелких замечаний на судне. Закончилось всё тем, что простояв под арестом около двух недель, «Kiwala» пришла в Усть-Лугу, где её загрузили нефтью Второй заход по этой же схеме попытались осуществить 14 мая, когда эстонские корабли при поддержке польской патрульной авиации попытались остановить супертанкер «Jaguar», который шёл под флагом Габона в российский порт Приморск. Попытка не удалась, так как в небе появился российский истребитель Су-35. После его появления, у эстонцев и поляков желание арестовать танкер пропало. Суть официальных заявлений властей Эстонии сводились к тому, что для них было крайне важным убедиться в безопасности подводной инфраструктуры, а танкер задерживать было не обязательно. Немного отвлечёмся. Что интересно. Ни одна из балтийских стран не захотела проводить эти задержания. Видимо, всё-таки власти этих стран понимали всю степень опасности таких игр. Решился на это только храбрый балтийский лимитроф Эстония. Но это их выбор. Танкер стоял загруженный на рейде Приморска 10 дней. В обратный рейс из российского порта вышел танкер «Blint» под флагом Габона. До выхода из Балтийского моря – Датских проливов – его сопровождали тральщики Эстонии, Швеции и ФРГ. Но они ничего не предпринимали, и «Blint» благополучно вышел в Атлантику. Стало ясно, что, несмотря на антироссийскую позицию, ни одна из стран, выходящих к Балтийскому морю, не готова задерживать танкеры «теневого флота», учитывая, что Россия готова их прикрывать своей авиацией. Даже храбрая Эстония от этого, похоже, отказалась. Но было понятно, что идея, безусловно, будет иметь продолжение.
Атлантический океан. Бискайский залив
Нефть с хлоридами из Азербайджана остановила несколько НПЗ в Европе
1 октября в СМИ появилась информация о задержании Францией 27 сентября танкера «Boracay», следовавшего с грузом сырой нефти под флагом Бенина. Владелец судна – компания «Baaj Shipping Limited», зарегистрированная на Сейшельских островах 20 сентября танкер вышел из российского порта Приморск и направлялся в индийский порт Вадинар. Французы упоминают и название «Pushpa». Этот танкер длиной 244 метра построен в 2007 году и носил множество названий: «Varuna», «Kiwala», «Pushpa», «Boracay», и ходил под флагами Габона, Маршалловых островов, Джибути. События, кроме мелких деталей, повторили задержание 11 апреля. Танкер шел в исключительной экономической зоне Франции, на его борт недалеко от острова Уэссан с катера высадился французский спецназ «Commando Marine», после чего «Boracay» привели в территориальные воды Франции, на рейд порта Сан-Назер. Расстояние от места захвата танкера спецназом до внешнего рейда порта Сен-Назер почти 200 морских миль – около 370 км. Сенсацией стало то, что именно этот танкер задержали эстонцы в апреле месяце, правда, тогда он назывался «Kiwala». Это задержание, и последующие обвинения вызывают стойкое дежавю. Обвинения – экипаж судна не может представить доказательства того, флаг какого государства несет танкер. Танкер не выполнял приказы и находится под санкциями Евросоюза. Понятное дело, что во всех европейских СМИ говорят о принадлежности танкера к «теневому флоту» России. Необычным стало то, что, как правило, задержанные торговые суда приводятся на рейд порта Брест. Возможно, решение привести его в Сен-Назер объясняется большими размерами танкера.
Прокуратура Бреста подтвердила, что начата проверка. Прокурор Стефан Келленбергер сообщил, что дело открыто по двум статьям: отсутствие документации, подтверждающей национальность и право на флаг и неповиновении властям. По информации Franceinfo, подтвержденной BFMTV, двое членов экипажа были задержаны и помещены под стражу. Это капитан танкера – гражданин Китая – и его старший помощник. Но самое удивительное не это. На полном серьезе утверждается, что в период с 22 по 26 сентября с танкера производились запуски БПЛА, которые парализовали воздушное пространство Дании. Тут даже Президент Франции Эмманюэль Макрон, автор большинства антироссийских инициатив, призвал относиться к этой версии с осторожностью, но прокуратура, что называется, «начала копать». Что интересно. Дания, когда танкер проходил Датские проливы, к флагу танкера интереса не проявила. Справедливости ради нужно сказать, что датские спецслужбы заявили, что они подозревают в запуске дронов три судна: «Boracay», «Astrol-1» и «Oslo Carrier 3». Судя по всему, эти суда находились в Датских проливах в то время, когда в воздушном пространстве Датского королевства появились БПЛА.
Заключение
Что это было? По поводу захвата именно «Boracay». После ареста в Эстонии этот танкер будет «под колпаком» постоянно, пока он работает в составе «теневого флота». Теперь по сути произошедшего захвата. Повторимся, не смотря на то, что танкер находится под санкциями Евросоюза и Великобритании, он шел международными водами, и в территориальные воды Франции не заходил. Так что обвинять его в перевозке подсанкционной (с точки зрения ЕС) нефти нельзя. Может быть поэтому, появилась дурная версия о запуске беспилотников в воздушное пространство Дании. Более вероятной выглядит версия, что задача парализовать «теневой флот» остается актуальной, и что захват танкера произошел в Атлантике потому, что там Россия не может их защитить своей авиацией и кораблями. Если это так, то следует ожидать новых захватов.