Версия // Конфликт // 14 человек без Токарева: кому пришлось отвечать за ХОС в нефтепроводе «Дружба»

14 человек без Токарева: кому пришлось отвечать за ХОС в нефтепроводе «Дружба»

7002

Перерасход «стрелочников»

14 человек без Токарева: кому пришлось отвечать за ХОС в нефтепроводе «Дружба»
(фото: kremlin.ru)
В разделе

В суд поступило основное, восьмое по счёту уголовное дело по факту загрязнения нефтепровода «Дружба» в апреле 2019 года. Глава «Транснефти» Николай Токарев возложил тогда вину на маленькую частную компанию. Теперь мы видим, что к уголовной ответственности привлечены 14 бывших работников трубопроводной монополии и её подрядчиков и… ни одного топ-менеджера. Стоит ли нам верить, что группа мелких управленцев способна испортить 5 млн тонн экспортной нефти, чтобы украсть 1 млн рублей?

В декабре 2022 года в Самаре обвиняемые по делу о загрязнении нефти в нефтепроводе «Дружба» завершили ознакомление с материалами уголовного дела. Его оставшимися фигурантами являются: Владимир Жоголев (гендиректор ООО «Петронефть Актив»), Сергей Баландин (заместитель директора ООО «Магистраль»), Светлана Балабай (гендиректор ООО «Нефтеперевалка»), Рустам Хуснутдинов (заместитель гендиректора ООО «Нефтеперевалка»), Роман Гладков (начальник приемо-сдаточного пункта «Лопатино»).

В конце января 2023 г. это 148-томное дело было передано в Волжский районный суд. По данным следствия, в 2019 году подозреваемые, скрывая хищение нефти, заливали в узел слива у села Николаевка Волжского района нефть, загрязненную соединениями хлора, которая затем попадала в систему «Транснефти» через приемный узел Лопатино. Впрочем, один из фигурантов дела указал на явные нестыковки в этой истории.

Несопоставимые объёмы

Уголовное дело о загрязнении нефти в нефтепроводе «Дружба» было возбуждено в 2019 г. 22 апреля того года, как известно, на трубопроводе «Дружбе», который обслуживает госкомпания-монополист «Транснефть», произошел скандальный инцидент: выяснилось, что в трубопроводной системе оказались несколько миллионов тонн нефти, загрязненной хлорорганическими соединениями.

Уже через несколько дней после ЧП 22 апреля 2019 года начались задержания и аресты лиц, которые могли быть причастными к загрязнению. Сначала фигурантами уголовного дела стали уже названные выше Балабай, Хуснутдинов, Жоголев, Баландин, Трушев и Ружечко. Позже в дело «вошли» четверо работников АО «Транснефть-Дружба»: Дмитрий Никишов, Роман Якушев, Владимир Матюхин и Роман Гладков. Позднее к ним присоединили трех сотрудников ЛПДС «Лопатино»: Николая Рубцова, Оксану Цуканову и Наталью Пятилетову.

Подчеркнём: семеро из 14-ти подозреваемых – сотрудники «Транснефть-Дружба», компании, являющейся 100-процентной «дочкой» «Транснефти».

В ходе следствия дела нескольких подозреваемых были выделены в отдельные производства. По ним в 2021 году вынесены приговоры в отношении Никишова, Якушева, Матюхина, Рубцова, Цукановой и Пятилетовой.

Материалы по Роману Трушеву и Роману Ружечко тоже выделили в отдельное дело, но оно приостановлено, поскольку оба находятся за границей. Они покинули Россию в конце апреля 2019 года. Позднее Трушев поделился с журналистами своей версией событий. Он утверждает, что грязная нефть не могла попасть в трубопровод с частного узла, поскольку всё сырьё предварительно проходит смешивание в емкостном парке «Транснефти». По оценке фигуранта, на узел «Нефтеперевалки» приходилось лишь 40 000 из 5 млн тонн нефти, ежемесячно проходящей через «Лопатино», и компания не могла «забить хлорорганикой» такой объем.

По теме

События вокруг ЧП, вызвавшего скандал европейского уровня (через «Дружбу» российская нефть качается в Белоруссию и Европу), развивались стремительно. Подозреваемых как-то очень быстро «назначили». 30 апреля Владимир Путин провел по поводу инцидента встречу с главой «Транснефти» Николаем Токаревым, который сообщил об уже проведенной служебной проверке. По ее итогам выяснили, «откуда были поступления этих соединений». «Транснефть», если верить Токареву, оказалась ни при чем – вину он возложил на частную компанию «Самаратранснефть-Терминал», обслуживающую несколько мелких производителей. Она и могла якобы вбросить в систему некачественную нефть.

Официальный представитель «Транснефти» тоже назвал виновной «Самаратранснефть-Терминал». Однако самарская компания быстро ответила, что не имеет отношения к точке вброса грязной нефти, а терминал, на который ссылается «Транснефть», был в 2017 годупродан фирме «Нефтеперевалка». Более того, первый заместитель гендиректора «Самаратранснефть-Терминала» Антон Томилов потребовал от «Транснефти» «назвать настоящего виновника и корректного владельца терминала по приемке нефти».

Повторим, из более чем десятка фигурантов уголовного дела семеро – сотрудники дочерней компании «Транснефти». В связи с этим уместно предположить, что реальные виновники масштабного ЧП находятся в другом месте: их кабинеты могут быть расположены гораздо выше, чем рабочие места перечисленных фигурантов. Следствие доказало хищение нормальной нефти, вместо которой в систему закачивалась грязная. Однако ее стоимость, как говорят, составляет что-то вроде 1 млн. руб. При общем объеме в несколько миллионов тонн хлорсодержащего продукта этот миллион кажется ничтожным.

Вопрос контроля

Протяженность участка «Дружбы» от Самарской области, где были обнаружены источники загрязнения, до границы Беларуси, откуда поступил первый обескураживающий сигнал, около 1800 км. На том отрезке работали 24 нефтеперекачивающие станции, включая четыре головных производственно-диспетчерских пункта «Транснефти».

Нефть поступает в трубопроводную систему не сразу, а из хранилищ, каждое из которых оснащено пунктом измерения и контроля качества. Там из каждой партии берутся пробы, по итогам анализа которых выдается паспорт качества. Отбор и анализ проб производится «Транснефтью» – эта услуга включена в договор на транспортировку. На месте слива нефти встроены датчики контроля расхода и плотности сырья, которые в случае несоответствия параметров техрегламенту, автоматически перекрывают заслонку.

Российские нефтяники уже не первый год говорят о проблеме ухудшения качества сырья в процессе его транспортировки на российские и иностранные НПЗ. Качество отечественной нефти и так контролируется российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, и дополнительные стандарты, которые предлагает ввести «Транснефть», существенно ниже тех, которые сегодня действуют, например, у «Сургутнефтегаза».

Если в отношении «Транснефти» вряд ли можно что-то изменить, то, может быть, надо реализовать идею о создании института независимых сюрвейеров (оценщиков или экспертов по качеству)? И если у них будут авторитет, признание, и страховка ответственности, ситуация сдвинется с мертвой точки. Но вместо решения этой давней проблемы мы видим невероятные усилия, которые прилагает трубопроводная монополия, чтобы выдать международный скандал в связи с загрязнением «Дружбы» за ЧП районного масштаба в Самарской области. Такими темпами «стрелочники» могут попросту закончиться…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.02.2023 11:17
Комментарии 2
Еще на сайте
Наверх