Согласно первоначальным расчетам, стоимость одного Ил-76 составляла 3,5 миллиарда рублей – а, значит, на каждом самолете производитель («Авиастар-СП») терял и теряет около миллиарда. Если условия соглашения будут пересмотрены, стоимость каждой машины увеличат до 5 миллиардов. Но сумма контракта останется прежней – добавлять, видимо, неоткуда.
Авиационный контракт на 140 миллиардов рублей Минобороны РФ и Объединенная авиастроительная корпорация заключили почти пять лет назад, в 2012-м году. Президент Владимир Путин назвал тогда соглашение «крупнейшим авиационным контрактом» в истории как оборонного министерства, так и ОАК. Согласно договоренности, ульяновское предприятие «Авиастар-СП» обязалось поставить 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А.
Военный заказ обеспечивал авиаторов работой до 2018 года, если не дольше. Но, как выяснилось довольно скоро, при подготовке соглашения расчеты были произведены неверно. Сыграли свою роль и изменения курса валют. В результате уже несколько лет компания-производитель несет убытки. А отказаться от контракта нельзя – «самолеты точно нужны».
Как выяснили СМИ, заговорить о неприятном положении дел решились во время закрытого совещания у премьер-министра – после того, как Дмитрий Медведев лично побывал в цехах «Авиастар-СП». На открытой части мероприятия глава правительства уверил, что заказы авиационным предприятиям по-прежнему обеспечены, даже несмотря на финансовые трудности. «Самолеты точно нужны, в этом могу твердую вам гарантию дать. И для внутреннего потребления, и гражданских целей, оборонных целей. И для внешнего использования», – рассказал Дмитрий Медведев рабочим предприятия.
Официально ни Минобороны, ни ОАК ситуацию пока не прокомментировали. По неофициальной информации – к подготовке контракта еще пять лет назад подошли не вполне аккуратно: торопились, нужно было подписать соглашение к первому полету нового самолета. Видимо, в спешке и допустили ошибку в калькуляции. Нервничать заставляло и Минобороны, которое настаивало на снижении цены (для Ил-76МД-90А - примерно на 10%). А тогдашний военный министр Анатолий Сердюков не скрывал интереса к украинскому авиапрому, конкретно – к продукции «Антонова» и проекту Ан-70. Чтобы не упустить заказ на Илы, авиапроизводители были вынуждены «демпинговать, фактически продавая самолет по заниженной стоимости», объясняет источник в правительстве.
Настоящая «цена вопроса» стала ясна в 2015 году, когда просел курс валют и оказалось, что убытки «Авиастара» составили больше 10 миллиардов рублей – примерно по миллиарду с самолета. Генеральный директор предприятия еще тогда говорил, что ситуацию можно исправить только двумя способами – либо снизить себестоимость, либо убедить заказчика в необходимости скорректировать цену. Разговор, тем не менее, отложили на полтора года...
Сегодня, чтобы перестать работать в убыток, а выйти хотя бы на ноль, «Авиастар-СП» должен получать не 3,5, а 5 миллиардов рублей за один Ил. Военные на пересмотр условий, вроде бы, пойти готовы – хотя общая сумма контракта останется неизменной.
«Речь пойдет... о некритическом для потребностей вооруженных сил сокращении общего числа машин», – предполагают источники в министерстве.
«В нынешней ситуации логично было бы просто аннулировать соглашение, но ни с политической, ни с экономической стороны это уже невозможно», – считает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, которого цитирует «Коммерсант». Совсем отказаться от убыточного контракта не позволяют, видимо, ни гордость, ни объективная реальность.
Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки грузов, перевозки больных и раненых, тушения площадных пожаров. Самолет является глубоко модернизированной версией Ил-76МД, который производился на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова. Отличия новой машины – новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи, «стеклянная» кабина, которые увеличивают безопасность полетов и точность вождения. Эксплуатационные возможности расширены за счет замены штатных двигателей Д-30КП2 на более современные ПС-90А-76, установки модифицированного крыла и усиленного шасси.
Максимальный взлетный вес самолета – 210 тонн, максимальная коммерческая нагрузка – 52 тонны.
Да еще при гоззаказе должна была предоплата от 30-50%,здесь ее не было ,завод заставили брать кредиты под выпуск самолетов,а это не менее 15%,да и Сердюков считал ,что накладные расходы должны составлять 1% /а не 15% как положено при нормативах/,ну думаю а прибыль Сердюков предпочитал считать только свою.Вот Авиастар наказали/дело Чубайса продолжается/.Интересно ,а самолеты ТУ-204СМ опять спрятали от их ликвидаторов..