Версия // Общество // Врачей посчитали лишними в экипажах российских самолётов

Врачей посчитали лишними в экипажах российских самолётов

5255

Ненужная опция

Фото: Public Domain Pictures
В разделе

Минтрансу предложили дополнить экипажи самолетов врачами. Представители движения «За безопасность» посчитали, что это позволит сделать перелёты более безопасными, ведь бортпроводники не всегда могут оказать пассажиру первую помощь должным образом. Однако, специалисты считают, что в присутствии медика на борту нет необходимости. К тому же, подобной практики нет ни в одной стране мира.

Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов обратился в Минтранс с инициативой сделать присутствие врача на длительных внутренних рейсах пассажирских самолетов. По его мнению, нужно, чтобы медик находился на всех рейсах продолжительностью более трех часов, и это нужно для того, чтобы при необходимости оказать пассажиру профессиональную медицинскую помощь или принять решение об экстренной посадке в самых тяжелых случаях, когда необходима госпитализация. Общественник предложил рассмотреть возможность внесения в законодательство изменений, согласно которым авиаперевозчики должны будут дополнить экипаж врачами. Об этом сообщает газета «Известия». На первый взгляд, идея имеет право на существование, и в экипаже действительно не помешал бы штатный врач. Тем не менее, большинство авиакомпаний и экспертов, необходимости в этом нет, к тому же, с присутствием медика на борту самолета связаны определенные финансовые и бюрократические сложности.

Не медицинский кабинет

В одной из российских авиакомпаний посчитали, что цель инициативы состоит в том, чтобы поднять цитируемость общественной организации. Представители перевозчика отметили, что реализация данной идеи не вполне понятна: например, неясно, кто будет оплачивать место в самолете, которое занимает медик, и будет этот сотрудник представлять Минздрав России или какую-то больницу.

Издание приводит комментарий вице-президента Ассоциации врачей авиационной медицины Ольги Вербы, которая упомянула о многочисленных сложностях, с которыми будет связана реализация инициативы.

Ольга Верба: «Пассажир не пациент. Самолет не медицинский кабинет. Каждому судну необходимо будет пройти полное лицензирование, для того чтобы оказывать медицинские услуги. По нашему законодательству лицензию на медицинскую деятельность может получить только, грубо говоря, недвижимость. Сам по себе врач, имея квалификацию, не может работать вне лечебного учреждения, только скорая помощь и терапевты при вызове врача на дом».

Что касается бортпроводников или врачей ,которые находятся на борту в качестве пассажиров, они вправе оказывать первую помощь, если кому-то из окружающих стало плохо, но никак не медицинскую. В данном случае речь идет именно о срочной помощи, которая оказывается до прибытия медработника или до помещения больного в медицинское учреждение.

Как считает автор инициативы, необходимость включить медиков в экипаж обусловлена тем, что бортпроводники не всегда могут помочь пассажиру, если тот плохо себя чувствует или получил травму. Тем не менее, член экипажа вполне способен действовать в рамках тех манипуляций, которые допускаются в условиях воздушного судна, которое, как уже упоминалось выше, не является медучреждением и не имеет соответствующей сертификации. В любой авиакомпании в программу обучения бортпроводников входит и оказание первой помощи – без соответствующих навыков, наличие которых подтверждается сдачей экзамена, сотрудников просто не допускают к полетам. В том случае, если во время рейса возникает угроза жизни пассажира, связанная с остановкой дыхания, нарушением сердечного ритма, попаданием в дыхательные пути инородных предметов, ожогах, различных травмах и переломах, бортпроводник может оказать ему первую помощь без использования медицинских препаратов. При этом не стоит забывать о том, что стюардесса – не врач и даже не фармацевт, поэтому назначить медицинские препараты она не может, но имеет возможность предоставить некоторые лекарства, если об этом попросит сам пассажир.

По теме

Помощь с последствиями

В соответствии с Воздушным кодексом РФ, если возникает такая необходимость, командир экипажа может уточнить по громкой связи, есть ли в самолете медики. Но даже если среди пассажиров окажется медицинский работник, он не обязан об этом сообщать и оказывать помощь. К тому же, если кто-то из присутствующих вдруг проявит инициативу и своими действиями нанесет вред человеку, особенно в случае тяжких телесных повреждений, его ждет ответственность – и не важно, врач он или нет. К примеру, немало случаев – не обязательно в самолетах – когда во время успешной сердечно-легочной реанимации пострадавшим ломали ребра, и те потом подавали на своих спасителей в суд.

На борту самолетов, согласно Конвенции о международной гражданской авиации, которую подписала и Россия, должно быть три вида аптечек: комплект первой помощи, медицинский комплект и универсальный профилактический комплект на случай инфекционных заболеваний при обнаружении на борту. Но при этом, в отличие от стран Запада, российским медикам нельзя самостоятельно оказывать медицинскую помощь с использованием соответствующей аптечки – это возможно лишь при условии привязки к определенному медицинскому учреждению.

Реальная практика

Ни в одной из стран мира в состав экипажа воздушного судна не включают врачей, и помощь, как правило, оказывают бортпроводники и другие пассажиры. В США существует так называемый «закон доброго самаритянина», согласно которому пострадавший не имеет права подать в суд на человека, оказывавшего ему первую помощь, если он добросовестно действовал в рамках имеющихся у него знаний и опыта.

В немецкой компании Lufthansa, в свою очередь, действует специальная программа « Врач на борту»: медики заранее в ней регистрируются, получая за это бонусные мили и промокод на скидку, а бортпроводники, в свою очередь, получают информацию об их специализации и в случае возникновения экстренной ситуации могут обратиться за помощью. Если на борту одновременно присутствует несколько медиков, возможно проведение консилиума с участием специалистов разного профиля. К слову, похожую компанию запустила и российская компания S7 Airlines. Принять в ней участие могут любые медработники – нужно зарегистрироваться на сайте и предоставить подтверждающие квалификацию документы, после чего участнику открывается доступ к привилегиям. При покупке билета или регистрации на S7 Airlines врач может по желанию поставить отметку о готовности оказывать первую помощь на борту. У экипажа заранее будет информация на этот счет, и при необходимости можно будет сразу обратиться за помощью и сэкономить время.

В том случае, если первой помощи недостаточно, и требуется более серьезное медицинское вмешательство, экипаж может прибегнуть к экстренной посадке. Для того, чтобы убедиться в целесообразности этого шага, пилоты могут связаться с наземным консультантом, и если он порекомендует посадку, итоговое решение остается за командиром воздушного судна. У ближайшего доступного аэропорта запрашивают разрешение на экстренную посадку и объясняют ситуацию диспетчерской службе. Пока самолет приземляется, в воздушной гавани уже готовятся встречать пациента.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.08.2020 18:05
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх