Версия // Культура // Великолепный Федор Чистяков выступит 20.11 в YOTASPACE

Великолепный Федор Чистяков выступит 20.11 в YOTASPACE

7070

Сказки о колбасе


(фото: commons.wikimedia.org/Khaosaming)
В разделе

Песнописец, баянист и певец Федор Чистяков - возможно, самая непредсказуемая из легенд русского рока! С тех пор, как ведомая им великая группа Ноль прекратила свое существование, биография артиста пополнилась еще как минимум дюжиной взлетов, падений и резких поворотов.

Творческий путь Федора Чистякова (Дяди Федора) тернист и извилист. Прославившись еще в конце 1980-х годов своими яркими выступлениями в Ленинградском рок-клубе, Чистяков и его Ноль заняли достойное место в пантеоне русского рока. Рока настоящего, сермяжного, рвущего тонкие струны душ и инструментов, бьющего наотмашь и громко издевающегося над всем и вся.

На порталах, в различных книгах, посвященных русскому року, много рассказывается о пути Дяди Федора и Ноля. Вспомним основное. Начинал Федор, изучая искусство игры на баяне в музыкальном кружке под руководством Андрея Тропилло. На самом деле кружок звукозаписи был прикрытием для полуподпольной студии Тропилло «АнТроп». В студии кружка неофициально записывались как уже ставшие известными группы Ленинградского Рок-клуба (Алиса, Зоопарк, Аквариум, Кино) так и совсем юные исполнители, вроде школьных групп Соседи, Младшие братья и того самого чистяковского «стартового» проекта Scrap, с которого все и начиналось.

«В середине 1986 года на студии Тропилло был записан первый альбом Чистякова сотоварищи — «Музыка драчёвых напильников» — и встал вопрос о новом названии группы. Оно пришло из песни «Инвалид нулевой группы». Так коллектив получил название Нулевая группа, к осени сократившееся до просто - Ноль. Альбом позднее был включен в каталог подпольной звукозаписи в СССР — в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока».

В конце 1986 года «свежеиспечённая Ноль дебютировал в клубе «Юность» на Московском. 26 декабря 1986 года группа Ноль произвела фурор на новогоднем концерте в Ленинградском рок-клубе, выступив с песнями «Сказка о колбасе», «Коммунальные квартиры» и прочими хитами. Проект привлёк внимание публики и критиков благодаря необычной манере игры Фёдора Чистякова на баяне, нехарактерном для рок-музыки инструменте, а также острыми социальными текстами и выразительным сценическим образом парня в русской рубахе с гармошкой, играющего рок-н-ролл».

С 1987 года у группы начинается «бурная концертная деятельность. В 1989—1990 годах группа побывала в Финляндии, Чехословакии, Франции, Германии, Ирландии. Творческий пик группы пришёлся на 1991 год, когда был выпущен альбом «Песня о безответной любви к Родине», многие песни из которого стали хитами и по сей день не сходят с эфиров различных радиостанций». «Песня о настоящем индейце» включена в хит-парад «100 лучших песен русского рока в XX веке» («Наше Радио»).

«В 1991—1992 годах Чистяков проживает в Комарово на даче у своей приятельницы Ирины Левшаковой, в те годы активно общавшейся с представителями рок-тусовки (в том числе Борисом Гребенщиковым*, Константином Кинчевым и др.) и которой приписывают вину в гибели Александра Башлачёва и умопомрачении Фёдора Чистякова. Это время тяжелого личностного кризиса музыканта, вызванного различными обстоятельствами». Треки группы Ноль из разных альбомов используются в качестве саундтрека к фильму «Гангофер».

По теме

«Ноль подходят к своему краю. Альбом «Полундра», записанный за несколько месяцев до так называемой трагедии Федора Чистякова, — это последний его крик души. Слушать его не так просто, потому что налицо полный крах и деградация, альбом раздражает и нервирует … Федор создает свой гимн суициду … «Последнее, зачем было жить — это записать этот альбом. Больше смысла жить не было». И словно в насмешку: «Нам очень хорошо заплатили за «Полундру», миллион, или там сто тысяч, я не помню, помню, что это был целый рюкзак денег» - Василий Соловьев-Спасский, «Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова» («Огонёк», 1996).

В википедии говорится о том, что «8 октября 1992 года Чистяков в Комарово вышел на прогулку с Ириной Левшаковой и напал на неё с ножом, нанеся ей несколько ножевых ранений в области шеи (впоследствии на допросе объяснял свой поступок тем, что по его мнению, она ведьма, и что он хотел избавить человечество от её чёрной ауры). Был осуждён по ст. ст. 15,103 УК РФ. Во время следствия Чистяков провёл около года в заключении в «Крестах». На суде был признан невменяемым. С диагнозом параноидная шизофрения был отправлен на лечение в Городскую психиатрическую больницу № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова, где находился с августа 1993 по сентябрь 1994 года».

В 1995 году Фёдор Чистяков стал «Свидетелем Иеговы, коим остается по сей день. Библейские знания, по его словам, буквально спасли его».

В 1997 году музыкант начал сольную карьеру. Был записан альбом «Когда проснётся Бах». Альбом большей частью состоял из инструментальных переработок И. С. Баха. Пластинка была холодно принята как слушателями, так и критиками. Впоследствии музыка из этого альбома была оценена и использована режиссёром Александром Барановым в сериале «Участок». Интересным номером может считаться вольное переложение темы группы Doors «Реорlе Аrе Strange».

В 2000 году Фёдор Чистяков знакомится с московским блюзовым исполнителем на губной гармошке Владимиром Кожекиным («Станция Мир») и петербургским блюзовым гитаристом Иваном Жуком («Наеховичи»). Был образован совместный проект «Bayan, Harp & Blues», ориентированный на инструментальную музыку. Был записан альбом, носящий такое же название, и дана серия совместных концертов.

В 2003 году был выпущен альбом «Ондатр». Наиболее известные песни из альбома — «Ондатр», «Старый Джон Белл», «Медведь», «Цвет моей мечты» — до сих пор занимают прочное место в репертуаре артиста. В течение периода молчания Фёдор Чистяков совсем отошёл от музыки и занимался видеопроизводством. Первым заметным результатом этого стал концертный DVD, отснятый на концертах Чистяков-Бэнд в 2003—2004 гг. «Ондатра брать живым». Это видео было полностью подготовлено Фёдором Чистяковым.

Несмотря на заявление Чистякова в 2005 году, о том, что он не планирует больше записывать альбомы и возобновлять концертную деятельность, осенью 2009 года им был выпущен альбом-саундтрек «Кинопробы», включающий в себя музыку к сериалам «Громовы» и «Синдром Феникса».

«В декабре 2008 года в кинотеатрах России состоялась премьера музыкального фильма «Стиляги», в саундтрек которого вошла сделанная Константином Меладзе свинговая аранжировка песни из альбома «Песня о безответной любви к Родине» (1991) - «Человек и кошка», в исполнении Сергея Гармаша».

В октябре 2009 года музыкант в своём блоге официально заявил о возвращении на сцену, уточнив, что это произойдёт не в составе группы Ноль, а совместно с музыкантами петербургской группы Кафе. Всё произошло довольно неожиданно. В программе были композиции с сольных альбомов и песни из репертуара группы «Ноль», которые последний раз звучали со сцены более 17 лет назад («Улица Ленина», «Человек и кошка» и другие).

Первые же выступления в декабре 2009 года прошли с большим успехом на больших концертных площадках обеих столиц. Особенностью концертной программы под названием «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя», стало исполнение блока песен из репертуара группы Ноль, действительно не исполнявшихся на сцене около 20 лет («Улица Ленина», «Инвалид нулевой группы», «Человек и кошка»).

«В течение 2010—2011 гг. Чистяков в сопровождении музыкантов группы Кафе активно гастролировал с программой «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя». Летом 2010 года он работал над созданием концертного альбома, основанного на записях сделанных на представлениях программы «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя». Одноимённый DVD+CD увидел свет в ноябре 2010 года. В 2010 году Чистяков вместе с группой также записал студийный альбом «Дежавю», изданный ограниченным тиражом на виниле.

В декабре 2011 года в Санкт-Петербурге в ДК им. Ленсовета состоялся концерт презентация альбома «Updated2012». В конце 2012 года Фёдор Чистяков работает над альбомом «Правило игры». Этот альбом за исключением одного трека полностью создан Фёдором Чистяковым в его собственной студии. Релиз состоялся в феврале 2013 года». Альбом был тепло принят слушателями и критиками.

«С выходом альбома «Updated2012» творчество нового проекта вышло на новый виток развития. Музыкант улучшил аранжировки и стал записывать многослойные музыкальные произведения. В последние годы Федор Чистяков увлекся компьютерными программами по обработке звука, и в рамках свежего релиза немалого достиг на этом поприще».

В 2013-14 гг. Фёдор Чистяков выступал с программой «Искусство», включившей в себя новые треки из альбома «Правило игры» и названой по одноимённой песне из него. В конце 2014 года Фёдор Чистяков вместе с музыкантами группы Puttin' on the Beatles Style образовал новый инструментальный баянный проект Аккордеон Рок. В апреле 2015 года проект был представлен в обеих столицах. В 2016 был выпущен альбом «Без дураков».

Резюмируем. Последними (во временном смысле) из вышеперечисленных затей Дяди Федора планируют стать грядущие торжества по случаю 30-летия удалой команды Ноль. В ноябре 2016 года Чистяков выпустил пластинку «Ноль+30». В альбом вошла дюжина перезаписанных им песен группы разных лет, начиная с дебютного «Музыка драчёвых напильников». По такому случаю он собирается представить одноименную юбилейную программу на концерте в клубе YOTASPACE, что находится на Орджоникидзе, 11.

Учитывая непредсказуемость музыкальных пристрастий Дяди Федора, такое шоу имеет смысл посетить, хотя бы для того, чтобы вспомнить нетленки, вроде незабвенных «Человек и кошка», «Улица Ленина», «Сказка о колбасе», «Коммунальная квартира», «Северное буги», «Инвалид нулевой группы» или послушать уникальное исполнение битловской «Back In The USSR» на баяне и пр. Таким песням имеет смысл подпевать (не обязательно хором) и восторгаться вновь обретенным чувством дежавю от происходящего.

*
Борис Гребенщиков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.07.2021 17:34
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх