Американская кукла Барби наряду с множеством других детских игрушек может исчезнуть с полок магазинов. Это произойдет, если детские товары не пройдут обязательную психолого-педагогическую экспертизу, которую могут ввести в странах ЕАЭС.
Несколько дней назад СМИ заговорили о возможном запрете куклы Барби в России: исчезновение с прилавков, по заверениям журналистов, грозит не только знаменитой блондинке, но и всем игрушкам, которые не пройдут психолого-педагогическую экспертизу. По мнению Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, пластмассовая красотка является неподходящей игрушкой для детей многоконфессиональных и многонациональных государств, коим является и Россия.
Напомним, инициатива о внесении в техрегламент обязательной психолого-педагогической экспертизы товаров для детей принадлежит министерству национальной экономики Казахстана. Новшество, как предполагается, затронет страны Евразийского экономического союза, в который, в том числе, входит и Россия. В случае введения экспертизы, Барби и многие другие игрушки, если и не исчезнут с полок магазинов, то, как минимум, подорожают: по оценкам специалистов, цены на целый ряд детских товаров увеличатся на 50%. Попробуем разобраться, почему споры вокруг знаменитой куклы до сих пор не утихают.
Угодим всем
Пластмассовую детскую куклу с фигурой взрослой женщины 57 лет назад придумала американка Рут Хэндлер и дала ей уменьшительно-ласкательное имя Барби. На протяжении почти шестидесятилетней истории образ легкомысленной блондинки не давал покоя общественности: маленькие девочки были в восторге, а вот взрослые все чаще сходились во мнении, что от куклы больше вреда, чем пользы.
Производством игрушки занимается компания Mattel, которая выдержала не одну атаку на свое детище с разных сторон: недовольство выражали целомудренные домохозяйки, феминистки, религиозные деятели, психологи и врачи.
Mattel, как мог, отбивался. Пропорции Барби во всеуслышание объявлялись не соответствующими реальным параметрам человеческого тела – и производитель покорно увеличивал талию куклы и уменьшал плечевой пояс вместе с грудной клеткой. В дело вступили феминистки – и вот Барби спешит занять президентский пост и готовится к полету в космос. К настоящему времени компания выпустила кукол с любым цветом кожи и типом лица, что, очевидно, также стало попыткой избежать острых углов в вопросе расовой и национальной «принадлежности» игрушки.
Те, кто встал на путь предательства, понесут ответственность, однако Россия не будет заниматься «охотой на ведьм», уподобляясь тем самым киевскому режиму.
Барби, ты бесплодна!
Многочисленные споры, как указывалось выше, всегда вызывал вопрос пропорций тела куклы. Некогда финские ученые провели целое исследование, в результате которого выяснили: женщина с параметрами Барби имела бы серьезные проблемы с репродуктивной функцией.
Особую проблему, по заверениям специалистов, вызывает стремление девочек подражать пластмассовой подруге – иметь ярко выраженную талию и длинные худые ноги («синдром Барби»), что может стать причиной анорексии и булимии. Очевидно, ученые не учитывают тот факт, что увлечение Барби, как правило, проходит к 10-11 годам, когда девочки еще не думают о тонкой талии.
Кроме прочего, облик куклы, по мнению ученых, заставляет детей не только подражать ей, но и ненавидеть: как известно, девочки часто любят отрезать длинные волосы Барби и разрисовывать ей лицо, однако тут речь скорее идет о желании экспериментировать с игрушкой, чем о проявлении жестокости.
В итоге компания-производитель пошла на компромисс и начала выпускать кукол с различными типами фигуры, оставив, тем не менее, фирменный «гламурный» стиль почти нетронутым. Увы, дети инициативу Mattel не оценили, и «толстушки», в большинстве своем, стали достоянием взрослых коллекционеров.
Слишком распущенная
Пожалуй, единственный вопрос, в котором компания всегда старалась соблюдать нейтралитет – это религия, но именно он стал основным доводом «за» подвергание игрушки процедуре психолого-педагогической экспертизы в странах ЕАЭС. Ни в одном магазине невозможно найти Барби с юбкой ниже колена или без косметики. Пластмассовая красавица официально не исповедует никакую религию, однако ее открытые европейские наряды все же вызывают ряд вопросов у представителей некоторых конфессий.
По мнению отечественных производителей, внешний вид Барби не отвечает особенностям многонациональных государств и может привить детям совсем не те ценности, которые исповедуют их родители. Кстати, в противовес Барби существует не настолько известная, но весьма популярная среди мусульман кукла Фулла. Она не менее красива, чем ее американская «коллега», но выгладит не так вызывающе: Фулла одета в традиционную мусульманскую одежду и носит с собой молитвенный коврик. А еще она, как настоящая мусульманка, не общается с молодыми людьми (нетрудно догадаться, что мужской версии Фуллы не существует).
К слову, российская общественность неоднократно высказывала ряд претензий еще одному детищу Mattel – куклам Monster High за их отталкивающий внешний вид: большеголовые монстры с множеством рук и несколькими головами буквально наводили ужас на впечатлительных матерей. Нападкам подвергались и куклы-конкуренты Барби – Bratz – за непропорциональность и очень «взрослую» одежду.
Казалось бы: если родители, исповедующие традиционные ценности, не хотят видеть у своего ребенка полуголую куклу – они могут просто ее не покупать и заменить, скажем, целомудренной Фуллой или бесполыми пупсами. Видимо, такой вариант развития событий Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров вообще не учитывается. С другой стороны, почему бы действительно не запретить жизнерадостную пластмассовую куклу, ведь все остальные связанные с будущим поколением проблемы в стране, судя по всему, уже решены.