Американская кукла Барби наряду с множеством других детских игрушек может исчезнуть с полок магазинов. Это произойдет, если детские товары не пройдут обязательную психолого-педагогическую экспертизу, которую могут ввести в странах ЕАЭС.
Несколько дней назад СМИ заговорили о возможном запрете куклы Барби в России: исчезновение с прилавков, по заверениям журналистов, грозит не только знаменитой блондинке, но и всем игрушкам, которые не пройдут психолого-педагогическую экспертизу. По мнению Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, пластмассовая красотка является неподходящей игрушкой для детей многоконфессиональных и многонациональных государств, коим является и Россия.
Напомним, инициатива о внесении в техрегламент обязательной психолого-педагогической экспертизы товаров для детей принадлежит министерству национальной экономики Казахстана. Новшество, как предполагается, затронет страны Евразийского экономического союза, в который, в том числе, входит и Россия. В случае введения экспертизы, Барби и многие другие игрушки, если и не исчезнут с полок магазинов, то, как минимум, подорожают: по оценкам специалистов, цены на целый ряд детских товаров увеличатся на 50%. Попробуем разобраться, почему споры вокруг знаменитой куклы до сих пор не утихают.
Угодим всем
Пластмассовую детскую куклу с фигурой взрослой женщины 57 лет назад придумала американка Рут Хэндлер и дала ей уменьшительно-ласкательное имя Барби. На протяжении почти шестидесятилетней истории образ легкомысленной блондинки не давал покоя общественности: маленькие девочки были в восторге, а вот взрослые все чаще сходились во мнении, что от куклы больше вреда, чем пользы.
Производством игрушки занимается компания Mattel, которая выдержала не одну атаку на свое детище с разных сторон: недовольство выражали целомудренные домохозяйки, феминистки, религиозные деятели, психологи и врачи.
Mattel, как мог, отбивался. Пропорции Барби во всеуслышание объявлялись не соответствующими реальным параметрам человеческого тела – и производитель покорно увеличивал талию куклы и уменьшал плечевой пояс вместе с грудной клеткой. В дело вступили феминистки – и вот Барби спешит занять президентский пост и готовится к полету в космос. К настоящему времени компания выпустила кукол с любым цветом кожи и типом лица, что, очевидно, также стало попыткой избежать острых углов в вопросе расовой и национальной «принадлежности» игрушки.
Депутаты ГД одобрили в I чтении проект закона, который даёт россиянам, совершившим преступления, право в ходе судебного процесса подписывать контракты на службу в армии, если объявлена мобилизация, действует военное положение, в военное время.
Барби, ты бесплодна!
Многочисленные споры, как указывалось выше, всегда вызывал вопрос пропорций тела куклы. Некогда финские ученые провели целое исследование, в результате которого выяснили: женщина с параметрами Барби имела бы серьезные проблемы с репродуктивной функцией.
Особую проблему, по заверениям специалистов, вызывает стремление девочек подражать пластмассовой подруге – иметь ярко выраженную талию и длинные худые ноги («синдром Барби»), что может стать причиной анорексии и булимии. Очевидно, ученые не учитывают тот факт, что увлечение Барби, как правило, проходит к 10-11 годам, когда девочки еще не думают о тонкой талии.
Кроме прочего, облик куклы, по мнению ученых, заставляет детей не только подражать ей, но и ненавидеть: как известно, девочки часто любят отрезать длинные волосы Барби и разрисовывать ей лицо, однако тут речь скорее идет о желании экспериментировать с игрушкой, чем о проявлении жестокости.
В итоге компания-производитель пошла на компромисс и начала выпускать кукол с различными типами фигуры, оставив, тем не менее, фирменный «гламурный» стиль почти нетронутым. Увы, дети инициативу Mattel не оценили, и «толстушки», в большинстве своем, стали достоянием взрослых коллекционеров.
Слишком распущенная
Пожалуй, единственный вопрос, в котором компания всегда старалась соблюдать нейтралитет – это религия, но именно он стал основным доводом «за» подвергание игрушки процедуре психолого-педагогической экспертизы в странах ЕАЭС. Ни в одном магазине невозможно найти Барби с юбкой ниже колена или без косметики. Пластмассовая красавица официально не исповедует никакую религию, однако ее открытые европейские наряды все же вызывают ряд вопросов у представителей некоторых конфессий.
По мнению отечественных производителей, внешний вид Барби не отвечает особенностям многонациональных государств и может привить детям совсем не те ценности, которые исповедуют их родители. Кстати, в противовес Барби существует не настолько известная, но весьма популярная среди мусульман кукла Фулла. Она не менее красива, чем ее американская «коллега», но выгладит не так вызывающе: Фулла одета в традиционную мусульманскую одежду и носит с собой молитвенный коврик. А еще она, как настоящая мусульманка, не общается с молодыми людьми (нетрудно догадаться, что мужской версии Фуллы не существует).
К слову, российская общественность неоднократно высказывала ряд претензий еще одному детищу Mattel – куклам Monster High за их отталкивающий внешний вид: большеголовые монстры с множеством рук и несколькими головами буквально наводили ужас на впечатлительных матерей. Нападкам подвергались и куклы-конкуренты Барби – Bratz – за непропорциональность и очень «взрослую» одежду.
Казалось бы: если родители, исповедующие традиционные ценности, не хотят видеть у своего ребенка полуголую куклу – они могут просто ее не покупать и заменить, скажем, целомудренной Фуллой или бесполыми пупсами. Видимо, такой вариант развития событий Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров вообще не учитывается. С другой стороны, почему бы действительно не запретить жизнерадостную пластмассовую куклу, ведь все остальные связанные с будущим поколением проблемы в стране, судя по всему, уже решены.