// // В Мурманске набирает обороты расследование резонансного уголовного дела о контрабанде топлива

В Мурманске набирает обороты расследование резонансного уголовного дела о контрабанде топлива

1949

Нерыбный промысел «КАРАТА»

Какая связь между ловлей рыбы и контрабандой топлива?
фото: РИА Новости
Какая связь между ловлей рыбы и контрабандой топлива? фото: РИА Новости
В разделе

Напомним, что в начале года в мурманский офис рыбопромышленного холдинга «Карат», возглавляемый Виталием Орловым, в сопровождении бойцов ОМОНа наведались следователи и оперативные работники МВД. Правоохранители изъяли сервер, компьютеры, финансовые, кадровые и прочие документы, которые понадобились для расследования уголовного дела о контрабанде топлива.

«Они забирают все оригиналы контрактов по бункеровкам, тем самым не позволяя нам в конце года произвести расчёты с контрагентами», – жаловалась в интервью мурманскому телеканалу «Арктик-ТВ» начальник юридического отдела ГК «Карат» Анна Янченко.

Договаривались фигуры явно другого масштаба

Какая связь между рыболовством и незаконным вывозом топлива? К сожалению, самая непосредственная. Рыболовецкие суда подолгу работают вдали от родных берегов и за пределами таможенной зоны страны. Возвращаться в российские порты для дозаправки – очевидная потеря времени и средств. Как правило, рыбопромышленные компании закупают топливо и доставляют в район лова для последующей бункеровки своих судов непосредственно в море. Вопрос в том, под каким видом вывозится груз за рубеж и кому в итоге достаётся. Владелец груза, задумавший противозаконную махинацию, может представить в таможню документы, где перевозимое на борту судна дизельное топливо указано в качестве судовых припасов, то есть как бы предназначается для собственных нужд. Разумеется, при этом оно освобождается от таможенных платежей.

В подобную криминальную схему оказался замешан сухогруз «Сириус», который при следовании из морского порта Мурманска незаконно вывез 160 тонн дизельного топлива, а затем перегрузил его на суда, зафрахтованные иностранной компанией. В августе прошлого года Первомайский районный суд города Мурманска признал капитана сухогруза виновным и назначил ему условное наказание в виде трёх лет лишения свободы и штраф в размере 100 тыс. рублей. Тогда же юристы отметили, что мореход легко отделался. Тем более что за год до этого другая судебная инстанция Мурманска – Октябрьский райсуд рассматривал ещё один инцидент с участием «Сириуса». Тогда на борту судна вышли из строя технические средства контроля (ТСК), которые обеспечивают автоматическую передачу информации о его местоположении. Можно сказать, что на некоторое время «Сириус» пропал из виду подобно легендарному американскому эсминцу «Элдридж». Погранслужбе ФСБ эти фокусы очень не понравились, началось разбирательство. Здесь капитан, по всей видимости, отделался лёгким испугом – штрафом без конфискации судна и орудий лова. С чем было связано таинственное «исчезновение» «Сириуса», где и чем занимался в это время экипаж кораб-ля – осталось неизвестным. Впрочем, вряд ли это те случаи, когда стоит сожалеть о ненадлежащем наказании. В суде адвокат подсудимого недвусмысленно отметил, что капитан судна лишь исполнял распоряжения судовладельца. Кроме того, именно на последнего возложена обязанность по должному техническому оснащению корабля. Ещё более рядовой видится роль капитана в случае с контрабандой – фигуры явно иного масштаба «договаривались с таможней», организовывали закупку топлива и его сбыт.

По теме

«Стрелочники» верят: хозяин в беде не оставит

Несколько лет назад в Охотском море был уличён в аналогичном правонарушении и задержан пограничниками танкер «Амата». Даже объём контрабанды точно совпадает с грузом «Сириуса» – 160 тонн. И в данном случае первоначально уголовное дело следователи ФСБ возбудили в отношении капитана танкера, однако в итоге под стражей оказался генеральный директор компании «Востоктранссервис», которого подозревали в организации и непосредственном руководстве противо-правной деятельностью.

Судя по всему, мурманское дело о контрабанде топлива развивается в аналогичном направлении – оно не завершилось приговором районного суда для капитана, как кому-то очень хотелось. Внимание следствия привлекли куда более значимые фигуры, в том числе владельцы «Сириуса». Сухогруз с контрабандным грузом принадлежал ООО «Карельская судоходная компания», которая, по всей видимости, контролируется ЗАО «Норебо холдинг». По данным издания «Ведомости», бенефициаром «Норебо» является бизнесмен Виталий Орлов. Холдинг с годовым оборотом около 500 млн долларов контролирует сеть компаний, занимающихся рыбной ловлей на Севере и Дальнем Востоке России. В совокупности им принадлежит 15% российских квот на вылов самых массовых видов рыбы – минтая, трески и сельди. В «Норебо холдинг» входят также многочисленные зарубежные торговые представительства в Европе, Азии и Америке.

А управляет всем этим обширным хозяйством уже известный нам холдинг «Карат».

Надо ли говорить, какой вес в Мурманске имеет олигарх Орлов, – не этим ли обстоятельством вызваны выбор «мелкой рыбёшки» в качестве фигурантов уголовных дел и неожиданно мягкие вердикты местных судов? Кажется, владельцы судов, задумывая преступные комбинации, пребывают в уверенности, что на скамье подсудимых окажутся «стрелочники», а те, в свою очередь, идут против закона, понимая, что хозяева в беде не оставят и городская Фемида будет к ним максимально снисходительна. Тем не менее в случае с контрабандным рейсом «Сириуса» задуманная схема, вероятно, дала сбой. К тому же становится всё более очевидным, что не один «Сириус» был вовлечён в поставленный на широкую ногу незаконный бизнес.

Олигарх препятствует следствию

Между тем активность следствия вызвала характерную реакцию руководства «Карата». Спустя два дня после визита правоохранителей в офис холдинга адвокат Р. Мустафин, официально представляющий интересы главы ГК «Карат», подал заявление о якобы противоправных действиях сотрудников полиции при возбуждении уголовного дела и производстве обыска. Проведённая проверка нарушений не выявила. Чуть позже заявления появилась жалоба на превышение должностных полномочий при изъятии документации в офисе холдинга. В этой связи возникает резонный вопрос: если Виталий Орлов не имеет никакого отношения к преступным махинациям, он должен быть больше остальных заинтересован в скорейшем установлении истины? Но, по-моему, вместо этого олигарх всеми возможными способами старается препятствовать работе следствия и скомпрометировать сотрудников правоохранительных органов.

На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что в отечественной рыбной отрасли не всегда прозрачные хозяйственные отношения, а в ряде случаев они сугубо криминальные. Как мы видим, преступления в нашем рыбном хозяйстве не обязательно связаны с добычей и переработкой даров моря. Самое тревожное, что в противоправный бизнес вовлечены крупнейшие игроки отрасли. В подобной ситуации рассчитывать на скорый выход российского рыболовства из кризиса не приходится.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.06.2016 23:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх