Версия // Общество // В 1953 году по заданию ЦРУ румынский летчик угнал свой истребитель в Югославию

В 1953 году по заданию ЦРУ румынский летчик угнал свой истребитель в Югославию

6009

Операция «Альфа» – угон истребителя Як-23

В 1953 году по заданию ЦРУ румынский летчик угнал свой истребитель в Югославию
(фото: Wikimedia Commons/Floe)
В разделе

Разведки всех стран постоянно охотятся за военными секретами потенциальных противников. Пик этой «охоты» пришелся на разгар «холодной войны» в ХХ веке. СССР и США всеми правдами и неправдами стремились получить образцы вооружений и военной техники своих потенциальных противников для изучения и возможного копирования. Не секрет, что копирование образцов вооружений экономили миллионы долларов и годы, так необходимые в противостоянии «холодной войны».

В этой статье мы расскажем об одной малоизвестной операции ЦРУ, в результате которой американцы получили новый советский истребитель. По ряду причин, обе стороны не афишировали эту операцию.

Первые реактивные истребители

Первые реактивные истребители появились ещё во время Второй мировой войны. Наиболее известны из тех самолетов – немецкий Мессершмидт Ме-262 и английский Gloster Meteor F.Mk I. Они строились серийно, и принимали участие в воздушных боях на заключительном этапе Второй мировой войны. Советский Союз встретил Победу только с поршневыми самолетами, поэтому перед советскими авиаконструкторами была сформулирована задача – в самые сжатые сроки создать и поставить в войска серийные реактивные истребители. Микоян, Лавочкин и Яковлев понимали, что они должны создать некие переходные самолеты, так как создание принципиально новой машины это длительный процесс. Во всех трех конструкторских бюро велась работа над новыми самолетами, но, повторимся, для создания принципиально нового самолета нужны годы, а их не было. Поэтому все три Генеральных конструктора приняли одно решение – создать на базе существующих истребителей первые реактивные машины. Фактически, в корпуса поршневых истребителей устанавливали реактивные двигатели. Все понимали, что характеристики таких самолетов будут не максимальными, но лучшими, чем у поршневых истребителей. Насытив войска такими промежуточными моделями, конструкторы выигрывали время для создания полноценных боевых машин.

В конце 40-х годов на вооружение советских ВВС и ВВС стран Варшавского договора стояли Як-23 (310 самолетов), МиГ-9 (602 самолета) и Ла-15 (235 самолетов). Почему-то американское ЦРУ особый интерес проявило к истребителю Яковлева.

Операция «Альфа»

На самом деле, это загадка. 1953 год. Грянула война в Корее, в которой принял участие МиГ-15 – первый истребитель, который был спроектирован специально как реактивная машина. Советские летчики на равных вели воздушные бои с лучшими американскими истребителями того времени – F-86 «Sabre» - «Сабля» и F-100 «Super Sabre». Но ЦРУ проявило интерес к «промежуточному» истребителю Як-23, который имел значительно более скромные характеристики, чем МиГ-15. Одной из версий такого повышенного внимания – особый режим секретности, который окружал ЯК-23. Как бы то ни было, американцы были полны решимости заполучить этот истребитель.

По теме

Разработали операцию «Альфа». Суть её была в следующем. В ЦРУ понимали, что похитить истребитель с советского аэродрома невозможно. Но какое-то количество машин было передано в состав ВВС Венгрии, Румынии, Болгарии и Польши. Вот среди лётчиков, летавших на ЯК-23 в этих странах, и стали искать кандидата, который бы согласится угнать самолет.

Через какое-то время кандидат нашёлся. Им стал румынский пилот Михай Дьякону. Что стало для него мотивацией – деньги или антикоммунистические взгляды – доподлинно неизвестно. 24 июня 1953 года он на своем ЯК-23 находился в тренировочном полете. Дьякону покинул воздушное пространство Румынии, перелетел в Югославию, где и совершил посадку. Побегу способствовало то обстоятельство, что ПВО Румынии не имело такой плотности и не работало так чётко, как ПВО СССР. Почему посадку осуществили в Югославии? Во-первых, радиус действия самых первых реактивных истребителей был не очень большой, а, во-вторых, и это самое главное, в то время резко ухудшились отношения коммунистического лидера Югославии Иосипа Броз Тито с Политбюро ЦК КПСС. У американцев была уверенность в том, что самолет не вернут в СССР.

О судьбе Михая Дьякону известно не много. ЦРУ его вывезло в США, где он стал жить по новым документам. С самолетом было интереснее. Сначала Як-23 переправили на один из югославских полигонов, где с него удалили все опознавательные знаки румынских ВВС. Самолет стали испытывать югославские летчики. Всего югославы совершили 21 полет общей продолжительностью 9 часов. Впоследствии, один из югославских летчиков, капитан Водопивец рассказал в своем интервью о дальнейшей судьбе самолета.

В Америке

Руководство Югославии почувствовало интерес США к Як-23 и приняло решение выжать максимум из этой ситуации. Начались переговоры. Американцы согласились передать Югославии боевые истребители F-84 и F-86 и учебно-тренировочный Т-33. Соглашение было достигнуто, Як-23 разобрали, и в разобранном виде перевезли через океан. Там его собрали, нанесли на фюзеляж американские опознавательные знаки и подвергли всесторонним испытаниям.

Результат был предсказуем. Поскольку Як-23 был истребителем переходного типа, то, во-первых, его характеристики были не максимальные. Дело в том, что использовался фюзеляж поршневого самолета, который не был приспособлен к максимальным нагрузкам реактивной машины. А, во-вторых, по той же причине, в нем отсутствовали новейшие конструктивные решения (как, например, на МиГ-15). В СССР это тоже понимали. Именно поэтому большинство ЯК-23 и были переданы странам Варшавского договора. Американские конструкторы это тоже поняли, самолет не произвел на них особого впечатления.

Окончание истории

После окончания испытаний в США, самолет снова разобрали и вернули в Югославию. ЦРУ надеялось таким образом снять с себя подозрения в организации угона. Югославские СМИ объявили о перелете истребителя на свой аэродром и обнародовали имя лётчика. Румыния заняла позицию полного молчания об инциденте. Советский Союз тоже промолчал, сделав вид, что его это не касается – ведь самолет входил в состав румынских ВВС. К тому же в Москве понимали, что американцы угнали явно не тот самолет, который им был нужен. Больше всех выиграли от операции «Альфа» ВВС Югославии. В результате они испытали советский самолет и получили контракт на поставку современных на то время американских истребителей.

В общем, историю замяли, соответствующие службы засекретили все документы по этому делу. Широкую огласку эта старая история получила благодаря югославскому историку авиации Чедомиру Йаничу, который рассказал о ней в своей статье для журнала «Planeta».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.03.2023 16:00
Комментарии 0
Наверх