Иногда история преподносит интересные сюрпризы. Вроде бы известно всё о каких-то событиях или историческом периоде, но появляется новая информация, и на известные факты смотришь уже по другому. Начало 20-х годов ХХ века в Чёрном море было неспокойным. Гражданская война, эвакуация армии Врангеля из Крыма, интервенция. Но и после этого, в опустошенном Чёрном море происходили интересные события.
Неожиданно оно стало одним из мест, где проявилась очередная греко-турецкая война. В этой статье мы расскажем о неизвестном эпизоде той войны, когда два сторожевых катера, подаренных большевиками турецким морякам, базируясь на советские порты, захватили греческий пароход, на котором контрабандно перевозили драгоценности.
Вторая греко-турецкая война 1919-1922 года
Конец Первой мировой войны принес крах Османской империи – одной из четырех империй, которые закончили своё существование после 1918 года. Страна существенно потеряла в территории. Победители из Антанты забрали все земли, которые турки присоединяли к стране в течение многих веков, включая и территорию современной Сирии. Под контролем Турции остались только земли, исторически заселенные турками. Власть в стране захватил Мустафаа Кемаль Ататююрк (до этого Гази Мустафа Кемаль-паша) – основатель и первый лидер Республиканской Народной партии Турции; впоследствии первый Президент Турецкой Республики. Но проблемы у нового лидера были не только со странами Антанты. Греция начала войну против ослабленного врага, которую поддерживали Великобритания и Франция, поэтому война – а основные боевые действия развернулись на средиземноморском побережье Турции – была жестокой и кровавой. Поддержку кемалисткой Турции оказала Советская Россия (Об этом смотри статью «Забытая война. Большевистская поддержка»). Неожиданно боевые действия переместились и в акваторию Чёрного моря. Греческие военные корабли вошли в Чёрное море вместе с флотом Антанты, которая инициировала интервенцию в российские порты, занятые ещё белогвардейскими частями. В Чёрном море корабли интервентов вошли в гавани Севастополя и Одессы. Греческие корабли работали «по специальной программе» – обстрелы турецких портов, преследования немногочисленных турецких военных кораблей. Об одном из таких случаев рассказано в книге писателя Константина Паустовского «Бросок на юг». Турецкий броненосец был вынужден интернироваться в советском порту Батуми. Об этом и других эпизодах той забытой войны смотри статью «Забытая война. Чёрное море».
История двух катеров-истребителей
Во время Первой мировой войны российский Императорский флот столкнулся с нехваткой сторожевых катеров. Они как-то ускользнули от внимания морских чиновников. Небольшие старые миноносцы использовались, в основном, как тральщики, а ниша сторожевых катеров оставалась пустой, хотя в прибрежных районах боевых действий они были нужны. Пришлось строить их на Петроградских заводах и небольших верфях в Великом княжестве Финляндском, а также заказывать за границей – в США. Один из американских поставщиков – компания «Гринпорт» – построила для Российского флота большую серию из 44 (в Россию доставлены 39 единиц) сторожевых катеров. Их водоизмещение составляло 14,5 тонн, длина 18 метров, скорость хода 21 узел (38 км/ч). Катера были вооружены одной 47-мм пушкой, одной 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Американцы классифицировали их как сторожевые катера, в Российском флоте им присвоили очень необычный класс, который больше не повторялся – «Катера-истребители». Они активно воевали в Первую мировую и в Гражданскую войну. К 1920 году в строю осталось 16 катеров, которые были переведены на Чёрное море и использовались в дивизионе сторожевых катеров (Дивсторкат) Черноморского флота и в Морпогранохране ОГПУ.
Военные корабли НАТО начали патрулировать Балтийское море, реализуя таким образом миссию «Балтийский часовой», которая направлена на повышение информированности блока на Балтике.
В те годы на Чёрном море турецких военных кораблей практически не было. Имелись только две канонерские лодки «Айдын рейс» и «Превезе». Здесь надо сделать небольшое отступление. В турецком флоте тех лет класс канонерских лодок был, что называется «резиновым». Канонерками числились и специально построенные артиллерийские корабли, и вооруженные буксиры, и даже сторожевые катера. «Айдын рейс» и «Превезе» были боевыми кораблями, изначально, они были вооружены двумя 100-мм орудиями, но перед переходом в Чёрное море их заменили на два 47-мм орудия. Они были очень ценны для турок только тем, что они были. Когда возникла угроза для этих кораблей, канлодки перегнали в Новороссийск, на них подняли военно-морские флаги Советской России, переименовали в «Луч Востока» и «Восставший» и включили в состав Черноморского флота. Но это формально. Фактически канонерские лодки отремонтировали, и, когда появился подходящий момент, вернули Турции. Над ними снова подняли турецкий флаг, и под прежними названиями они вошли в состав турецких ВМС.
Как мы уже говорили, Советская Россия помогала Турции деньгами и оружием. В октябре 1921 года турецкой стороне были переданы два катера-истребителя типа «Гринпорт» – «Живой» и «Жуткий». В Турецком флоте они стали «Канонерская лодка №1» и «Канонерская лодка №2». Катера стали активно использоваться турецкими моряками. Поскольку такая техника была туркам в новинку, катера достаточно быстро вышли из строя, и уже в декабре 1921 года их отправили на ремонт в Новороссийск.
Захват парохода «Энозис»
Военные корабли, занимающиеся уничтожением торговых судов противника, называются рейдерами. Обычно, это крейсера, или специально переоборудованные и вооруженные торговые суда. Наверное, единственным случаем в военно-морской истории, когда в роли рейдеров выступили катера водоизмещением 14,5 тонн, стал описываемый случай. Но факт остается фактом. Все элементы поиска торговых судов (правда, применительно к условиям Чёрного моря) присутствуют. Так что назвать эти два бывших катер-истребителя рейдерами вполне уместно.
В марте 1922 года у турецких моряков сформировались планы по захвату с помощью двух катеров торговых судов Греции в Чёрном море. В апреле, пополнив запасы топлива, вооружения и провизии, катера вышли из Новороссийска. Далеко они не ушли – дошли только до Геленджика. Сымитировав поломку двигателя, катера зашли в порт. После, они несколько раз выходили на поиск. Район поиска был недалеко от советских портов, вдоль побережья. Удача необычным рейдерам улыбнулась 26 апреля. Они встретили пароход «Энозис» и остановили его под угрозой оружия – сделали предупредительный выстрел перед носовой частью парохода. Пароход отконвоировали в Турцию. Там его переименовали в «Трабзон» и использовали для перевозки грузов между турецкими портами в Чёрном море. Что интересно. На пароходе в тайнике была спрятана партия драгоценностей. Некоторые историки предполагают, что об этих драгоценностях турки знали заранее, и перехватывали конкретно «Энозис». Искать на пароходе тайник – дело малоперспективное, поэтому надавили на капитана парохода. В конце концов, он согласился на сделку. Капитан получил свободу и право уехать из Турции в обмен на информацию о тайнике.
Действия турецкого флота против торговых судов Греции
Строго говоря, «Энозис» был не первой добычей турецких рейдеров. «Айдын Рейс» переходил из Трабзона в Новороссийск, где формально должен был стать советским военным кораблем «Луч Востока». Во время перехода канонерская лодка захватила греческую парусно-моторную шхуну «Генесис Теотокис». Это была случайная встреча, но, тем не менее, шхуна стала первым призом турецкого флота в Чёрном море в войне с Грецией. Вторым стал пароход «Энозис».
К середине 1922 года турецкий флот вооружил несколько пароходов, и вместе с «Канонерской лодкой №1» и «Канонерской лодкой №2» сформировал отряд, который должен был перехватывать греческие торговые суда в Чёрном море. Портом базирования отряда стал Амасру. Первые выходы оказались безрезультатными. В августе в Амасру прибыл буксир «Газал». Его вооружили 47-мм орудием, и он присоединился к судам отряда. На его счету оказался третий приз турецкого флота в Чёрном море. В октябре 1922 года «Газал» был направлен на патрулирование в квадрат между Сулиной (порт в устье Дуная) и входом в Босфор – то есть вдоль побережья Румынии и Болгарии. 7 октября он встретил в море торговое судно без флага. Догнать его «Газал» не мог – он был всего лишь буксиром – поэтому турецкие моряки прибегли к хитрости. На «Газале» имитировали судно, терпящее бедствие, подавая соответствующие сигналы. Судно (это был греческий пароход «Урания» 1882 года постройки длиной 78 метров) – подошло поближе. Над буксиром был поднят турецкий флаг и сделан предупредительный выстрел. Абордажная партия с «Газала» высадилась на «Урании». Груз парохода состоял из древесины и карбида (в некоторых источниках – древесины и зерна). Пароход отвели в турецкий порт и переименован в «Самсун». В турецком торговом флоте он прослужил до 1959 года. Через четыре дня после этого захвата между Турцией и Грецией было подписано перемирие. Есть информация, что до перемирия, турки захватили еще два греческих парусных судна, которые шли из Варны в Константинополь. На этом боевые действия на Чёрном море между Грецией и Турцией завершились.
После этих событий до 1941 года Чёрное море оставалось спокойной акваторией.