Версия // Общество // У английского лётчика кончалось топливо, и он посадил свой самолет на гражданский контейнеровоз

У английского лётчика кончалось топливо, и он посадил свой самолет на гражданский контейнеровоз

17477

Две посадки

МиГ-21 ПФМ
В разделе

«Холодной» войну называли, потому что противники не стреляли друг в друга. Для участников же этой войны она была волне горячей. Это касалось всех – лётчиков, моряков, ракетчиков. В этой статье мы расскажем о двух нестандартных случаях, произошедших с летчиками во время «холодной войны».

Не там сел

В 1967 году на заводе КБ Микояна в Луховицах для Национальной Народной армии – ННА – ГДР были готовы к отправке четыре истребителя МиГ-21ПФМ. На тот момент это была последняя модификация «двадцать первого». На них были установлены новые катапультные кресла, новый прицел и система управления бортовым вооружением. Истребитель мог применять ракеты класса «воздух – воздух» с радиолокационной головкой самонаведения. Кроме этого, на МиГ-21ПФМ вернули авиационную пушку ГШ-23 калибром 23 миллиметра. Самые первые модификации МиГ- 21 были с пушкой, потом военные потребовали её снять, сделав МиГ-21 истребителем, вооруженным только ракетами. В конце концов, военные признали свою ошибку, и, начиная с МиГ-21ПФМ, все советские и российские истребители несли пушечное вооружение. У МиГ-21ПФМ пушка располагалась в подвесном контейнере. Для конца 60-х годов ХХ века МиГ-21 ПФМ был самым мощным советским истребителем.

Перегонять истребители в ГДР было приказано лётчикам 16-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Группы Советских Войск в Германии – ГСВГ. Командиром звена был назначен капитан Фёдор Зиновьев. До Минска полет проходил без происшествий. В Минске самолеты заправили, а лётчики отправились ночевать в гостиницу. На следующий день взлетели и взяли курс на ГДР. Только руководитель полетов изменил аэродром назначения. Вместо первоначально запланированного аэродрома Темплин под Бранденбургом, было приказано приземлиться на аэродроме Коттбус, который находился значительно южнее. И самое главное, командиру звена он был незнаком.

Говорят, если неприятность может произойти, она обязательно происходит. В процессе перелета МиГ-и несколько сбились с курса, и оказались недалеко от Западного Берлина. Увидев под собой аэродром, Зиновьев попытался выйти на связь с диспетчером, но тот почему-то не отвечал. Командир звена решил, что отказала аппаратура связи, и принял решение идти на посадку. Но, судя по всему, интуиция у капитана всё-таки была, и она подсказала ему отдать приказ остальным трём самолетам продолжать полет самостоятельно. Лётчики, не установив связь с диспетчером, в конце концов, долетели до Коттбуса и совершили там посадку. А капитан Зиновьев совершил мягкую посадку в аэропорту Тегель, который находился во французской зоне оккупации Западного Берлина. Французы передали его НАТО под базирование самолетов альянса. Сев на полосе, Зиновьев понял, что сел он не там, где планировал. На стоянках были самолеты с опознавательными знаками ВВС Франции и США. Лётчик отстрелил тормозной парашют и стал разворачиваться на взлетной полосе. Однако ВПП уже перегородили джипами и пожарными машинами. Использовать её для взлета уже было нельзя. Лётчик принял очень рискованное, но единственно возможное решение. Фёдор Зиновьев решил взлетать…с рулежной дорожки. Переведя двигатели в форсажный режим, он свечей, почти вертикально, поднял МиГ над аэродромом с короткой рулежной дорожки. Такой взлет летчику помог выполнить сам МиГ-21ПФМ. Дело в том, что эта модификация была предназначена для работы с грунтовых аэродромов. На МиГ-21ПФМ была применена система обдува закрылков, что и позволяло взлетать на форсаже с коротких взлётно-посадочных полос.

По теме

После такой встряски аэродром Коттбуса Зиновьев нашёл без проблем. По рассказам лётчиков, командир авиационной дивизии сказал ему так: "Что сел в Тегеле - дурак, а что удрал - молодец". Наказан капитан не был, хотя шум вокруг инцидента поднялся большой. Вероятно, отсутствие наказания было связано с тем, что ранее, ещё летая на МиГ-19, Фёдор Зиновьев сбил американский разведывательный самолет Douglas RB-66

Посадка на контейнеровоз

В 70-х годах ХХ века у военных была популярна концепция об универсальности самолета вертикального взлета и посадки – СВВП. Под эту концепцию были созданы два самолета, выпускавшиеся серийно. В СССР был создан Як-38, палубный штурмовик, базирующийся на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Минск», «Киев». «Новороссийск», «Баку». На Западе был создан самолет с практически аналогичными характеристиками – английский «Харриер». Это был очень популярный самолет в НАТО. В Великобритании на вооружение стояли самолеты для ВВС - Hawker Siddeley Harrier GR.1/GR.3 и для ВМФ British Aerospace Sea Harrier. Вариант для ВВС был штурмовиком, для ВМФ – истребителем-бомбардировщиком. О популярности этого самолета говорит тот факт, что США приняли «Харриер» на вооружение для корпуса морской пехоты под индексом AV-8A. История уникальная! США иногда закупают военно-транспортные самолеты в небольших количествах для своих специальных эскадрилий, но боевые самолеты других стран после 1945 года на вооружении не ставились. Кроме США «Си Харриеры» стояли на вооружении ВМФ Испании, Индии и Таиланда. В этих трех странах самолеты базировались на лёгких авианосцах.

Суб-лейтенант Уотсон у своего Си Харриера
Суб-лейтенант Уотсон у своего Си Харриера

7 июля 1983 года в Атлантике, недалеко от побережья Португалии проходили учения ВМФ НАТО. В учениях принимал участие английский легкий авианосец «Илластриес» HMS «Illustrious» R06. С его палубы поднялись два «Си Харриера». Перед летчиками была поставлена учебно-боевая задача – найти французский авианосец, который играл роль условного противника. Как водится, задача была максимально приближена к боевой – лётчикам было запрещено пользоваться радиосвязью и включать бортовую РЛС. Полет должен был проходить на предельно малой высоте. В определенной точке маршрута, пара расходилась, поднималась на заданную высоту, проводила поиск «противника». После поиска, пара должна была встретиться, и на предельно малой высоте вернуться на «Илластриес». Ведомым в паре был суб-лейтенант Иан Уотсон – Ian Watson. Он обнаружил французский авианосец, и повернул к точке встречи. На точке он не обнаружил ведущего, и принял решение самостоятельно возвращаться на «Илластриес». На «Си Харриере» была установлена инерциальная навигационная система, позволявшая выйти в точку встречи с британским лёгким авианосцам. Но… в точке, рассчитанной инерциальной системой, «Илластриеса» не оказалось. У «Си Харриеров», как в прочем, и у Як-38. была одна неприятная особенность. В моменты вертикального взлета тратилось много топлива, и поэтому у самолетов СВВП был относительно небольшой боевой радиус. Уотсону необходимо было срочно решать, куда можно посадить самолет. Он включил бортовой радар – тот показал отсутствие кораблей. Уотсон в нарушение инструкции попытался связаться со своим авианосцем, но оказалось, что радиостанция вышла из строя. По сути дела молодой лётчик пилотировал над Атлантикой неисправный истребитель-бомбардировщик!

Контейнеровоз прибыл на Канарские острова
Контейнеровоз прибыл на Канарские острова

Уотсон принял принципиальное решение, которое, возможно, спасло ему жизнь. Он отказался от поиска авианосца, и на остатках топлива повел «Си Харриер» к международному судоходному маршруту, проходящему недалеко от побережья Португалии. Уотсон хотел найти какое-либо гражданское судно, пройти над ним, привлечь к себе внимание и катапультироваться на глазах гражданских моряков. Тем самым он обеспечивал своё спасение. Альтернатива была совсем грустная. Дело в том, что по международным правилам, акватория, в которой проводятся военно-морские учения, закрывается для гражданского судоходства. Катапультировавшись в закрытом для гражданского судоходства районе, он резко снижал свои шансы быть найденным.

По теме

Выйдя на международную трассу, Уотсон быстро нашел гражданское судно, и повел свой «Си Харриер» к нему. Топлива оставалось на несколько минут полета. Судном оказался небольшой испанский контейнеровоз «Алраиго», державший курс на Канарские острова. Пролетев над «Алраиго», Уотсон не столько привлек внимание, сколько напугал испанцев. Но он заметил, что стоящие на палубе контейнеры образуют площадку, достаточную для посадки СВВП. Топлива было только на один заход. Посадка была выполнена идеально. Уотсон аккуратно подвел «Си Харриер» к контейнеровозу, завис над контейнерами, и стал снижаться. Экипаж в ужасе наблюдал эту картину. Он посадил самолет, но после посадки колеса «Си Харриера» стали скользить по мокрым крышам контейнеров. Самолет начал сваливаться. К счастью, за контейнерами на палубе стоял автофургон, который везли по заказу фирмы по продаже цветов в Танерифе. «Си Харриер» уперся в фургон и остановился. Изумленная команда помогла лётчику выбраться из самолета. Но капитан контейнеровоза категорически отказался изменить свой маршрут, и «Алраиго» с «Си Харриером» на палубе проследовал на Канарские острова.

В порту самолет был снят краном и перенесен на берег. Он был возвращен Великобритании, отремонтирован, и продолжал летать. Адмиралтейство Великобритании заплатило судовладельцу и команде три миллиона долларов компенсации – в 80-х годах ХХ века сумма вполне приличная. Ну а дальше начался «разбор полета». Были созданы две комиссии, которые стали разбирать действия суб-лейтенанта Уотсона. Первая комиссия была собрана на авианосце «Илластриес». Она посчитала, что произошло неудачное стечение обстоятельств. По возвращению в военно-морскую базу была созвана вторая комиссия.

Дело в том, что посадка Уотсона на контейнеровоз получила огромное внимание прессы всего мира. Адмиралтейство обязано было как-то реагировать. Второе следствие установило, что, во-первых, на авианосце не имели права отправлять Уотсона в этот полет. Дело в том, что это был его всего лишь четырнадцатый самостоятельный вылет. Он прошел только 75% программы по допуску к самостоятельному пилотированию. Командир авианосца объяснял это тем, что после Фолклендской войны в ВМФ Великобритании наблюдался дефицит летчиков на «Харриерах». Во-вторых, выяснилось, что Уотсона действительно отправили в полет на неисправном самолете. Этот «Си Харриер» не должен был допущен к полетам.

Офицерам авианосца было объявлено несколько строгих взысканий, а Уотсона сгоряча даже отстранили от полетов. А ведь этот молодой летчик совершил уникальную посадку. Правда, через некоторое время, его допустили к полетам, и до выхода в отставку Уотсон налетал свыше 3 000 часов. Он был очень способным лётчиком.

В следующей статье мы расскажем, как «Си Харриеры» и Як-38 специально садились на гражданские контейнеровозы, и, базируясь на них, принимали участие в военных конфликтах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.05.2020 12:10
Комментарии 0
Наверх