Версия // Общество // Стамбульские современные туристические нарративы по «Нашей Версии»

Стамбульские современные туристические нарративы по «Нашей Версии»

2740

Турецкие «Хотите, чё?». Часть 7

Стамбульские современные туристические нарративы по «Нашей Версии» (Фото – Таня Егорова)
В разделе

Чтобы углубить и заострить тему, в этом продолжении нашего исследования мы вновь посвятим несколько дополнительных строк Стамбулу. А также присущим ему самобытным историческим и кулинарно-гастрономическим специалитетам. Мы не первые (и надеемся, не последние) кто занимается этим почётным делом.

Всё также не торопясь, анализируем происходящие события и некоторые исторические моменты Турции. Так как при всей их изученности в Турецкой Республике остаётся немало тайн. Страна по-любому меняется, хотя, если не особо приглядываться, ход вещей продолжает оставаться в чём-то неизменным.

Как мы сказали ранее, ведя неспешный разговор о Стамбуле, нельзя не отметить ряд знаковых мест, вроде пролива Босфор. По сути, он является главной связующей артерией огромного и древнего мегаполиса, являющегося поистине черноморским городом. Можно выразиться поэтически, сравнив Босфор с самим «дыханием» Стамбула, наполненного криками чаек и шумом волн. Сюда же будут органично вплетены силуэты проходящих кораблей, деловито снующих туристических и каботажных судов, широкие набережные с самобытными ресторанами, магазинами, минаретами и историческими зданиями, расположенными как с европейской, так и с азиатской частей гигантского поселения.

«Скажи «Стамбул», и в воображении всплывут баржи с луком – ядовито-зелёный на кораллово-красном, отплывающие в черноморские порты зимой и летом», – так писал в «Саге о Стамбуле» литератор Бедри Рахми Эюбоглу. Его слова наводят на мысль о невообразимо пёстрой смеси, которую представляют окрестности Стамбула.

К примеру, здесь будут, расположившиеся на западном берегу бухты Золотой Рог, много чего повидавшие районы Балат (с музеем Карийе и синагогой Ахрида) или Фенер (с резиденцией Вселенского патриархата и крошечной церковью Монгольской Богоматери – единственном в городе византийском храме, не превращённом в мечеть), знаменитая пешеходная туристическая улица Истикляль, фонтаны и вечнозелёные деревья. А также, расположенные от неё неподалёку кафе, вроде «Хейворе» и «Клемури», где под звуки (если повезёт) черноморской скрипки («кеманчи») можно отведать аутентичные блюда черноморского региона, вроде кукурузного хлеба, подаваемого к сливочным супам из мангольда, жирнющую «мухламу», в которой соединены сыр, кукурузная крупа и масло и которое над обязательно сьесть горячим, иначе оно затвердеет. А ещё манты, «черкесские» картофельные равиоли, любопытные варианты плова «хамси-пилав» с хамсой (маленькой рыбкой, известной также под названием «анчоус», из которой готовят даже джем) или пирог «кайгану» (с начинкой из анчоусов, петрушки и мангольда)…

По теме

Тут нельзя не отметить, что Стамбул всегда славился невероятным разнообразием и обилием вкусной и недорогой уличной еды. К вездесущим гамбургерам и хотдогам она имеет весьма отдаленное отношение, хотя они также есть. Но всё, что касается других разновидностей выпечки – это сюда! Достаточно упомянуть румяную «шаверму» (вариант «шаурму») или «симиты» – слегка поджаренные бублики с кунжутом. Конечно, очень доступны ароматные жареные каштаны, золотистые початки кукурузы, приготовленные на гриле, апельсиновый или гранатовый соки, продающиеся почти на каждом углу в центре города. Несомненно, имеет смысл попробовать «кумпир» – картофель, запечённый в мундире, чьё нутро заполняется (через аккуратно сделанный надрез) восхитительной смесью из овечьего сыра, грибов, маринованных овощей и сливочного масла. Мясной гастрономический раздел турецкой кухни также велик. Начиная от знаменитых сочных «кебабов», «лахмаджуна», иногде именуемого «турецкой пиццей», представляющего собой лепешку, начинённую мясным фаршем и томатами, до экзотического «кокореча» – жареной на шампуре бараньей кишки, набитой потрохами молодых ягнят…

Османский путешественник и писатель (как сейчас бы сказали «тревел-блогер») Эвлия Челеби, живший в 17 веке, обращал внимание, что уже тогда в Стамбуле работали не менее «8 тысяч торговцев» из разных регионов (в том числе черноморских). Они поставляли в город масла из Трабзона, сыры, молоко, чаи из Ризе, рис, кукурузу, перец, специи, соль, кожи и другие товары, которые привозили в том числе из Северной Анатолии, Болгарии, Крыма, Европы… Так продолжается и в подвергающегося повальной «оцифровке» 21 веке. Так как рано утром из многочисленных черноморских деревень, посёлков и городков в Стамбул подтягиваются торговцы, чтобы продать (как водилось издревле) соления, орехи из Орду, патоку, меды из Синопа, варенье из Самсуна, конфеты, сладости и прочие вкусности на известном стамбульском рынке Кастамону.

По сути, турецкое Причерноморье является громадным регионом, уходящим далеко вглубь суши Турецкой Республики, простираясь до границ Грузии и Армении. Региона очень непростого, с насыщенной и, подчас, печальной историей, где сплелись судьбы многочисленных народов Северного Кавказа. Таким образом, несмотря на очевидное наблюдение, состоящее в том, что Мраморное море – самая ближайшая к Стамбулу торговая «артерия», Чёрное море – не уступает ему ни в чём! Оно столь же глубоко проникает в стамбульскую «душу», ненавязчиво формируя уникальный образ города, который можно (при желании) исследовать, используя всё знающие карты Гугла, путеводители или собственную «чуйку»…

Продолжение следует.

«Наша Версия» предупреждает читателей об ответственном потреблении пива и алкогольных напитков. Запрете их продажи лицам моложе 18 лет! Пьём меньше и вкуснее!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.08.2024 17:05
Комментарии 0
Наверх