Версия // Власть // США подозревают в ЧП с военными кораблями русских хакеров

США подозревают в ЧП с военными кораблями русских хакеров

3298

Морской сбой

фото: ZUMA/ТАСС
В разделе

В конце августа к востоку от Малаккского пролива и Сингапура произошло столкновение ракетного эсминца США John S. McCain с нефтяным танкером Alnic MC. Это ЧП стало вторым за последние месяцы – в июне семь американских военных моряков погибли в результате столкновения эсминца Fitzgerald с контейнеровозом неподалёку от Японии.

Сюжет: Армия

Ранее, в январе, имели место ещё два аналогичных столкновения. В результате командующего Седьмым флотом ВМС США трехзвёздного адмирала Джозефа Окойна решено освободить от занимаемой должности в связи с утратой доверия.

По итогам последнего происшествия с John S. McCain у боевого корабля был повреждён корпус, вследствие чего затопленными оказались каюты, машинный зал, а также помещение радиосвязи. Корабль сохранил ход, но утратил боеспособность. В результате инцидента десять матросов пропали без вести, пятеро членов экипажа получили ранения.

В происшествиях ищут российский след

Согласно официальной версии, корабль совершил столкновение с нефтяным танкером из-за потери рулевого управления. Но это похоже на попытку как-то оправдаться, поскольку не объясняется, почему экипаж не смог использовать резервные системы рулевого управления корабля. Ряд экспертов полагают, что вахтенные John S. McCain были уверены: гражданские моряки обязаны пропустить их корабль, поэтому до последнего не предпринимали никаких действий. Как тут не вспомнить анекдот про американский авианосец, который требовал от испанского маяка уступить ему дорогу… Однако в ВМС США уже заявили, что будут изучены все версии причин столкновения эсминца с танкером. Включая саботаж и кибервмешательство российских хакеров. Позже было сообщено, что факты проникновения в компьютерные системы не подтвердились. Однако то, что в США отнеслись к подобной версии со всем вниманием, свидетельствует: американцы всерьёз считают, что подобные хакерские атаки возможны.

John S. McCain относится к типу эскадренных миноносцев Arleigh Burke с управляемым ракетным оружием. При полном водоизмещении около 9 тыс. тонн на вооружении эсминца стоят две пусковые установки системы Aegis, артиллерийское, противокорабельное и другое вооружение. Непосредственно пострадавший корабль имеет богатый послужной список, принимал участие во вторжении США в Ирак в 2003 году, в ходе которого выполнил 39 пусков крылатых ракет Tomahawk по наземным целям. Этот корабль уже становился участником ЧП в море – в 2009 году произошло лёгкое столкновение с китайской подводной лодкой, которая повредила ему буксируемую гидроакустическую систему обнаружения. В последнее время корабль базировался в порту Йокосука в Японии. По иронии судьбы одним из недостатков эсминца типа Arleigh Burke является его слабость в противокорабельной борьбе, поскольку соответствующих средств у него явно недостаточно. Но американцы называли это проектной особенностью, так как считается, что серьёзных надводных угроз для эсминца не существует.

ВМС США демонстративно игнорируют правила судоходства

Впрочем, версия об участии русских хакеров, вероятно, появилась не зря. Не исключено, что таким образом американские адмиралы, что называется, спасают честь мундиров. Дело в том, что причина регулярно повторяющихся ЧП может оказаться гораздо прозаичнее: к столкновениям боевых кораблей ВМС США с гражданскими судами приводят ошибки, допускаемые командным составом флота, и халатность экипажей. Возможно, американцам предстоит пересмотреть систему контроля за обстановкой на воде. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок сказал «Нашей Версии», что, по его мнению, как минимум в двух последних ЧП виноваты именно американские эсминцы, которые намеренно пересекали курс гражданских судов. «Об этом говорят факты – оба военных корабля получили вмятины на борту. Проблема в том, что американцы даже не задумываются о безопасности других судов, считая, что раз у них военный корабль, то все ему должны уступать путь. Трудно даже представить, что современный корабль, оборудованный всеми системами автоматизированного контроля обстановки, может не заметить громадный танкер. Потому потери американцев, если они не поймут, что безопасность на море должна находиться в приоритете, продолжат расти и дальше. Сегодня можно однозначно сказать, что последние ЧП – не намеренные провокации сторон, а следствие беспардонности, которая свойственна американским военным морякам», – считает Анатолий Цыганок.

По теме

И действительно, случившееся 17 июня возле берега японской префектуры Сидзуока столкновение эсминца Fitzgerald ВМС США и филиппинского контейнеровоза ACX Crystal (длиной 222 метра и водоизмещением 29 тыс. тонн), выглядит практически идентично. Капитан ACX Crystal позже заявил, что эсминец не реагировал на его предупредительные сигналы. В результате инцидента погибли семеро американских матросов, а Fitzgerald получил пробоину ниже ватерлинии и был частично затоплен. Кстати, буквально за несколько дней до инцидента с John S. McCain руководство американских ВМС признало вину за столкновение с филиппинским контейнеровозом. В результате командование флота сняло с должности командира Fitzgerald и объявило наказания в отношении других офицеров корабля, хотя расследование всё ещё продолжается.

О том, что причиной подобных происшествий могло стать демонстративное пренебрежение американцами международных правил судоходства, свидетельствует и ряд других фактов. Летом прошлого года в Средиземном море американский эсминец Gravely преднамеренно сблизился с российским СКР «Ярослав Мудрый» на дистанцию 60 метров по левому борту и пересёк курс его движения по носу на опасном расстоянии в 180 метров. Тогда, правда, столкновения удалось избежать. Попавший в аварию John S. McCain в начале августа также совершал провокацию: без разрешения китайских властей он прошёл неподалёку от рифа Мисчиф из состава островов Спратли (Наньша). В ответ МИД Китая обвинил США в грубом нарушении своего суверенитета и международного права. Уже тогда звучали предположения, что столь наглое поведение и пренебрежение правилами судоходства чревато последствиями. Что в итоге и случилось.

Вероятно, череда происшествий заставит американцев сделать выводы. Так, командующий военно-морскими операциями США адмирал Джон Ричардсон усмотрел в происшествиях с американскими кораблями тенденцию и приказал на время приостановить военно-морские операции.

Валентин СЕЛИВАНОВ, адмирал, начальник Главного штаба ВМФ в 1992–1996 годах:

– Обычно подобные столкновения случаются из-за вины капитана одного или другого судна. В данной ситуации из-за отсутствия конкретной информации трудно определить виновного, но доля вины командира военного корабля есть в любом случае. Об этом можно судить по тому, что столкновение произошло с танкером. А это огромная и неповоротливая машина, которая просто не может увернуться или застопорить ход, – ей только для того, чтобы отработать назад и остановиться, нужно полчаса. Американцы должны были это учитывать. Потому военным нужно было отвернуть и потом разбираться, кто действовал с нарушениями. Возможно, причиной стала излишняя самоуверенность американских капитанов. Думаю, в отношении капитана американского эсминца командование сделает жёсткие выводы, его не только уволят, но и возбудят уголовное дело.

Кстати, в марте средний разведывательный корабль ЧФ России «Лиман» из состава 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота также столкнулся в Чёрном море с грузовым судном, шедшим под флагом Того. В результате российское судно получило пробоину и затонуло. Кажется, ситуация похожая, но есть существенные отличия. Столкновение произошло в условиях ограниченной видимости, практически в сплошном тумане. Кроме того, «Лиман» – мне доводилось на нём плавать в Средиземном море – это бывшее китобойное судно, ему уже 47 лет, конечно, все системы у него, мягко говоря, не такие современные, как на американских эсминцах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.08.2017 22:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх