Версия // Общество // Советские лётчики спасли Берлин

Советские лётчики спасли Берлин

7514

Огромное небо

Борис Капустин (слева) и Юрий Янов (справа) в Германии по сей день считаются героями
В разделе

Люди старшего поколения хорошо помнят песню «Огромное небо» в исполнении Эдиты Пьехи. Сюжетом для неё стал реальный случай: в 1966 году советские лётчики ценой своих жизней предотвратили падение на Западный Берлин потерявшего управление истребителя. Героизм? Безусловный – по идее, об этом случае должны были десятками писать книги и снимать фильмы, прославляя на весь мир самоотверженность русских пилотов. Почему же советское руководство предпочло замалчивать подвиг, а отважные лётчики даже не получили золотых звёзд Героев?

6 апреля 1966 года пилоты дислоцировавшегося на территории ГДР 668-го авиационного полка 132-бомбардировочной дивизии капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов получили приказ – перегнать истребитель Як-28П на соседний аэродром Кетен. К тому времени самолёт уже три дня стоял в ремонте – техники устраняли неожиданно возникшую поломку, обнаружил которую как раз сам Капустин. Теперь ему, как опытному пилоту, предстояло довести дело до конца.

Як-28П, созданный яковлевской фирмой, считался самой секретной разработкой советских авиаконструкторов. Многоцелевой реактивный самолёт мог служить истребителем, разведчиком, использоваться для радиоэлектронной борьбы, а в специальной модификации даже нести тактические ядерные заряды. Особенным достоинством Як-28П являлось наличие стартовых пороховых ускорителей, благодаря которым машина могла взлетать с разбегом всего 400 метров и практически вертикально уходить в небо. Всё вместе это – короткий разбег, мощное вооружение, новейшая электроника – делало самолёт непобедимым противником для натовских истребителей. Неудивительно, что именно этими машинами Министерство обороны решило усилить Группу советских войск в Германии.

«Однажды в полёте мотор отказал»

Из-за непогоды вылет долго откладывался – сидя в противоперегрузочных костюмах, лётчики ждали, когда хоть немного рассеются тучи. Разрешение на взлёт поступило только в 15.00. Спустя 20 минут самолёт уже был над Берлином.

То, что произошло в последующие несколько минут, сохранили записи диспетчерской службы и лента «чёрного ящика». Оба двигателя истребителя разом остановились. Пустив машину планировать кругами, капитан Капустин попытался вновь запустить их, но моторы молчали. Тем временем самолёт продолжал терять высоту. Наконец неуправляемый Як пробил облака. Капустин глянул вниз – под ним был Берлин.

Хуже было ничего не придумать. Катастрофа советского самолёта над западной частью древней германской столицы – для СССР это будет означать позор перед всем миром. И хотя вооружения на борту нет, баки истребителя заправлены топливом, а потому взрыв выйдет такой, что разнесёт целый квартал. Значит, катапультироваться нельзя.

Вдали маячила какая-то роща. Капустин принял решение как можно дальше отвести самолёт от центра Берлина и попытаться посадить машину на деревья.

– Юра, ты прыгай, – приказал он штурману.

– Борис Владиславович, я с вами, – ответил тот.

За эти секунды самолёт стал ещё ближе к земле. Теперь оба лётчика увидали: роща на самом деле не роща, а засаженное деревьями старое кладбище. А сегодня, 6 апреля, немцы как раз отмечают Пасху, из-за чего сотни берлинцев пришли на могилы к своим близким.

Рванув на себя штурвал, Капустин смог едва приподнять самолёт. Этого едва хватило, чтобы Як перелетел через кладбище, миновал шоссе с застывшими в пробке автомобилями и камнем рухнул в озеро Штёссензее. Остаточная скорость падения оказалась такой, что истребитель на 2 метра ушёл в толстый слой ила.

«А город подумал: ученья идут»

На аэродроме Финов, откуда вылетал Як, зафиксировали пропажу связи с бортом, предположительно установив место падения. Вскоре, к большому сожалению командования ГСВГ, выяснилось: озеро, в которое упал самолёт, находится в английском секторе Западного Берлина, дорога куда представителям советских вооружённых сил закрыта. Связавшиеся с нашим штабом британцы подтвердили: они сами займутся подъёмом истребителя и извлечением тел погибших пилотов. Вскоре на середину озера был доставлен специальный кран и через два дня английские водолазы смогли достать трупы Капустина и Янова, а также остатки разбившегося самолёта. Все они были переданы советской стороне. Изучив части самолёта, государственная комиссия пришла к выводу: причиной катастрофы стал отказ обоих двигателей из-за помпажа, вызванного обрывом роторной лопатки компрессора, произошедшим по вине завода-изготовителя.

Прощание с героями проходило с небывалой пышностью. В благодарность за спасение Берлина и её жителей каждый город ГДР прислал свою делегацию. Признавая отвагу советских пилотов, Великобритания отрядила на траурную церемонию военный оркестр. Бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт произнёс проникновенную речь, в свою очередь, власти ГДР выступили с предложением похоронить героев в мемориальном Трептов-парке и выделить их семьям пожизненную пенсию.

Однако в Москве решили иначе – Капустина и Янова хоронить на родине, представив обоих посмертно к ордену Красного Знамени. Сообщение об этом заставило многих тогда удивиться: не слишком ли мала награда за такой подвиг?

«В могиле лежат посреди тишины отличные парни отличной страны»

Ответ на этот вопрос дал британский журналист Майкл Смит, опубликовавший 10 лет назад статью в газете «Дейли телеграф», в ней он раскрыл всю подноготную операции, проведённой англичанами в озере Штёссензее.

То, что в их руках неожиданно оказался самый секретный самолёт вероятного противника, привело Милитари-офис в трепет. Естественно, не отдать СССР упавший истребитель они не могли. Поэтому требовалось извлечь максимальную пользу из того времени, в течение которого Як будет находиться под водой.

Сконцентрироваться решили на главном: по данным МИ-6 и ЦРУ, ценностью советского истребителя являлось уникальное радиолокационное оборудование. Бортовой локатор Яка позволял осуществлять сканирование не только прямо по курсу, но и в верхней и нижней передних полусферах, распознавая объект по принципу «свой-чужой» – такой возможности не имел ни один натовский самолёт. Уже через четверть часа на месте катастрофы Яка был глава английской военной миссии бригадный генерал Дэвид Вильсон, лично возглавивший проведение секретной операции. В условиях полного отсутствия видимости английские водолазы сумели пробраться к лежащему в иле самолёту и извлечь блок бортового локатора.

Естественно, в Москве чётко осознавали, какое сокровище попало в руки англичан. Как пишет Смит, группа советских военнослужащих во главе с генералом Владимиром Булановым пыталась пробиться к месту катастрофы – дело едва не закончилось перестрелкой. Увидав, что идти на открытый конфликт СССР не хочет, англичане позволили себе ещё большую наглость. Несмотря на то что тела лётчиков были найдены практически сразу же, они заявили, будто бы поиск останков ещё не закончен. Тем временем в самолёт вновь проникли водолазы. Они демонтировали реактивные двигатели, которые затем были доставлены самолётом для изучения на военную базу в Фарнборо.

«Только 13 апреля англичане по частям начали доставлять в советский сектор и передавать русским остатки самолёта, – пишет Смит. – Когда дело дошло до реактивных двигателей, генерал Буланов заметил, что кончики некоторых турбинных лопаток аккуратно отпилены, но не проронил ни слова. Он просто понял, что его переиграли, и так оно и было на самом деле. Позже русские заявили претензию, что кое-чего недостаёт. Англичане в ответ сказали, что, если чего и недостаёт, то, вероятно, это находится на дне озера. Так чего же недоставало? Русские не могли прямо заявить, что недостаёт совершенно секретной параболической антенны бортового радиолокатора. Им оставалось лишь надеяться на то, что англичане правы и она находится на дне озера. Результаты изучения конструкции бортовой РЛС самолёта Як-28 позволили англичанам модифицировать свои военные самолёты с тем, чтобы обманывать советские РЛС – таким образом был восстановлен баланс сил в холодной войне.

Если всё было так, то неудивительно, что Советский Союз решил не педалировать тему подвига Капустина и Янова – иначе могли возникнуть ненужные разговоры. Этим же, возможно, объясняется и то, что Як-28П, несмотря на большое количество уже построенных самолётов, так и не был официально принят на вооружение. А «отличная страна» оставила без заслуженных наград своих отличных парней.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.11.2014 18:42
Комментарии 0
Наверх