Версия // Культура // Сильная женщина, которая поёт

Сильная женщина, которая поёт

2399

Вера и любовь настоящей казачки

В разделе

Краснодарской филармонии исполняется 75 лет. В преддверии её юбилейного концерта, который пройдёт в Кремле, мы побеседовали с артисткой, худруком филармонии, хранительницей наследия великого кубанского композитора Вероникой Журавлёвой-Пономаренко.

–Каждый коллектив филармонии – это находка, жемчужина. Как вам удаётся рассмотреть, раскрыть талант артиста?

– Это трудно объяснить. Я вижу талантливого артиста по его манере разговаривать, держаться. И сразу могу определить «диагноз» – будет толк или это очередная вертихвостка, заезжий рекрут, которым всё равно, где и что петь. А чтобы был толк, требуется ум. Если его нет, то, даже имея семь пядей во лбу, ничего не добьёшься. Просто не будешь знать, что с этим талантом делать. Это как выигрыш, который легко даётся и который так же легко можно профукать.

В Гнесинке, на вокальном отделении, наши педагоги учили нас не просто петь – они учили нас думать, осмысливать каждую фразу в песне. Где-то нужна доверительность, где-то напор каждого слова. И это главное, что отличает нас от других филармоний. Сегодня мы как одна большая семья. У нас порядка 600 человек, 23 разножанровых профессиональных коллектива – дуэты, квартеты, квинтеты: «Гильце», «Скрыня», «Адажио», «Чаровница». А всего поют и танцуют представители 24 регионов!

– Вы собираете талантливых исполнителей по всей стране. Как удаётся решать жилищные проблемы артистов?

– Создать такой мощный коллектив без поддержки властей края, конечно, было бы невозможно. Сегодня на уровне региона делается всё, чтобы сохранить духовное, творческое наследие Кубани. Поэтому по инициативе губернатора Александра Николаевича Ткачёва была принята программа, благодаря которой артистам из других регионов оказывается поддержка при найме жилья, если это необходимо. А самое важное – ребятам помогают в получении высшего образования, чтобы в будущем они не уходили из профессии, а учили детей петь.

Мне хочется поблагодарить руководство края за огромное внимание к культуре. Я искренне благодарна вице-губернатору Галине Дмитриевне Золиной – это человек, который живёт Кубанью, который стремится сохранить не только песенное искусство края, нашу филармонию, но и все силы отдаёт, чтобы современными были кубанские театры, чтобы жители края могли наслаждаться прекрасным балетом, спектаклями, опереттами.

Наше министерство культуры великолепное, современное. Здесь всегда посоветуют, помогут, поддержат. У нас выстроена слаженная работа. Не устаю повторять: «Боже, спасибо, что ты услышал меня».

– Вероника Ивановна, вы верующий человек?

– Да, ведь я выросла в казачьей семье в станице Медведовской. С малых лет ходила в храм. И крестик носила, хотя всё это было тогда под запретом. На уроке физкультуры прятала его в мешочек, который мне мама специально для этого сшила.

Тогда я, конечно, как все дети, проказничала и шалила. Помню, мама придёт с работы и журит нас с братьями за плохое поведение, говорит: «Мне икона про вас всё рассказала». А мы не понимали, что, заигравшись, икону с привычного места передвигали, а мама это замечала. Так мы на икону обижались, ябедой её называли…

Я думаю, что человек должен быть верующим, и особенно интеллигентный, чего-то добившийся в жизни. Даже если он нечасто ходит в храм, должен жить по Божьим заповедям.

– Когда вы создавали Краснодарский народный хор, не было страха, что он будет не востребован, тем более что в крае есть Кубанский казачий хор, с которым ассоциируется регион?

– Да, Кубанский казачий хор – мощнейший коллектив, визитная карточка края. Нам очень повезло, что у нас есть Виктор Гаврилович Захарченко, человек с горячим сердцем, любящий свой край, искусство, народные песни, которые он бережно собирал по всей Кубани.

Но мы всё же решили создать свой хор, чтобы у огромной Кубани был ещё один коллектив. У нас несколько другой формат, хотя мы также позиционируемся как народный хор. Партитуры нам пишут московский аранжировщик Юрий Колесник и кубанец Геннадий Томилин. Нас хорошо встречают зрители. И тысячи произведений Григория Фёдоровича Пономаренко, которые с успехом исполняются в 22 странах мира, звучат у нас в крае.

Наш губернатор не раз повторял, что Григорий Фёдорович – достояние Кубани, которое мы должны сберечь и передать потомкам. По инициативе главы региона в его честь названа школа искусств и создан музей Пономаренко.

Помню, когда Григорий Фёдорович женился на мне, многие это осудили. Ведь он был намного старше меня. Но я его искренне любила. А он многому меня научил. И в творчестве, и в житейских делах. Даже машину учил водить по вечерам. Мы прожили вместе 24 года. И сейчас, когда его нет рядом, он всё равно мысленно со мной. Я ведь ни единого дня не живу без Пономаренко, без его музыки.

– Вероника Ивановна, на вас лежат хлопоты по филармонии, подбор репертуара. Вы новатор, любите всё новое. Сейчас занимаетесь ещё созданием концертного отдела. Какая из двух нош для вас тяжелее – творческая или управленческая?

– Если разобраться, то они обе не из лёгких. Но по гороскопу я Лошадь и Лев. Поэтому как впрягусь, так, пока до конца дело не доведу, не отступлю.

Помню, как мне хотелось поставить балет «Тайны Клеопатры». И мы сделали такую постановку. Потом были удивительные «Кармен», «Розовый лотос любви», «Волшебный сон принца», «Волшебная лампа Аладдина». Все они принадлежат Мелкону Хачикяну – худруку Государственного балета Кубани. Он тоже наше открытие. Талантливейший человек, великолепный танцор. Шесть лет назад приглашаю его к себе и говорю: «Ставь постановку». Он удивился: «Как? Я же раньше этим не занимался, а вдруг не получится?» «Ну, если подведёшь, – ответила я ему тогда, – значит, чутьё своё начала терять».

И вот он ставит одну постановку, вторую. Это такой слом, такая чувственность. К Новому году поставим балет «Танго». Танго пяти стран мира – Мексики, Италии, Испании, Франции, Аргентины – сольются в один страстный танец. Здесь будет всё – драма, ссора, печаль, добро, любовь. Соединить всё, собрать в одно целое было одновременно сложно и очень интересно. Мелкон понял мою задумку и всё сделал прекрасно. Хотя я всегда повторяю: в искусстве нет высоты!

Когда только создавался наш балет, думала: для кого всё это делаю? Ведь есть балет Юрия Григоровича, который знают, любят во всём мире. Но, как показало время, зрителю интересен и необалет. И сегодня полные залы собирает и наш балет, и Юрия Григоровича.

К 75-летию филармонии мы сделали программу «Свадьба». Первый концерт прошёл 2 августа на Кубани, а второй – 3 декабря состоится в Кремле. Артисты очень ответственно готовятся. На репетициях, признаюсь, у меня просто ком к горлу подступает – до чего же, думаю, хорошо поют…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.11.2014 11:59
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх