К 1 июля должны быть утверждены новые тарифы на вывоз мусора. В разных регионах цифра будет отличаться, но в среднем повышение платы за вывоз и утилизацию отходов составит 12%. А средний рост совокупных платежей за жилищно-коммунальные услуги населению – 1%. Повышение тарифов – часть так называемой «мусорной реформы», которая запущена в отрасли.
В среднем стоимость вывоза и утилизации твердых бытовых отходов поднимется на 11,84% – соответственно, подорожает и средняя платежка за услуги ЖКХ. Исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, к которому обратились за комментарием «Известия», считает, что ненамного: на 1% или примерно на 30 рублей в месяц.
В реальности все немного не так: издание опросило ряд операторов мусорного рынка и выяснило, что «тарифы уже как минимум в два раза выросли в нескольких крупных городах Ростовской области, Курской и Белгородской областях, на треть – в Новосибирске, а также в нескольких городах Поволжья».
В Подмосковье, где закрываются «массы» свалок и строятся сразу четыре мусороперерабатывающих завода и около десяти сортировочных комплексов, рост тарифа будет «гораздо выше 10%», считает сотрудник одной из московских мусорных компаний. Еще один источник не исключает даже повышения на 65-70% и ссылается при этом на инсайдерские расчеты. А исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева рассказала журналистам, что в ее организацию поступил тревожный сигнал из Брянской области: там якобы тарифы завысили в целых 12 раз.
Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин рассказывает: в среднем за год человек производит 500 кг отходов, и платить – в среднем – за их утилизацию должен примерно 2 тысячи рублей.
В минувшем году средняя стоимость услуг по вывозу и утилизации отходов по стране составила 117,04 рубля – это примерно 3% от совокупной платы за жилищно-коммунальные услуги. В текущем году россияне за вывоз мусора платят уже на 11% больше, в среднем – 130,32 рубля, то есть, 4% от коммунальной платежки.
На рост тарифов влияние оказывают несколько факторов: в первую очередь, конечно, платежеспособность самих жителей региона. Но кроме того – планы местных властей на создание и развитие соответствующей инфраструктуры и наличие у местных бюджетов вести дофинансирование программы строительства. Сдержать рост тарифов могут также экологические платежи, которые взимаются с бизнеса.
Повышением тарифов, кстати, изменения отнюдь не закончатся. База всей реформы – запуск региональных операторов, которые будут ответственны за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов. Выбирать операторов должны на конкурсной основе, причем завершить этот процесс нужно было к 1 мая. Но дело продвигается со скрипом: по данным на 25 июня, говорит Руслан Губайдуллин, работают 13 операторов – в 11 субъектах и муниципалитетах. В 67 субъектах федерации операторы выбраны, но к работе ни один из 170 не приступил. Еще в 13 регионах идут конкурсные процедуры, там должны выбрать 19 операторов. И наконец, в трех субъектах РФ – в Москве, Пермском крае и Самарской области – конкурсные процедуры еще даже не стартовали. А между тем, перейти на новую систему обращения с отходами Россия должна уже 1 января 2019 года.