// // Ростуризму сложно предложить альтернативу обедневшим любителям заграничного отдыха

Ростуризму сложно предложить альтернативу обедневшим любителям заграничного отдыха

1145

Лимон и лимонад российского туриста

Ростуризму сложно предложить альтернативу обедневшим любителям заграничного отдыха
В разделе

Российский выездной туризм сжимается, как шагреневая кожа. В этой грустной констатации сходятся данные как госстатистики Ростуризма, ведомства Олега Сафонова, так и самих туроператоров. По сравнению с 2014 годом, число российских туристов, побывавших за рубежом, сократилось на 40%, и это еще не предел падения.

Потеря клиентов

Оценки руководителя Ростуризма Олега Сафонова пессимистичны: тенденция к дальнейшему обвалу будет продолжаться. Более того – глава профильного ведомства в мягкой форме рекомендует турбизнесу развивать внутренние направления и оставлять деньги потребителей дома: «По статистике, с начала 2015 года выездной турпоток сократился на 40%. Тенденция сокращения выездного туризма в РФ сохранится, как и рост внутренних турпотоков».

Понятно, что потеря почти половины прежней клиентуры самым печальным образом отобразилась на пейзаже в самой отрасли. Так, по данным исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, в нынешнем году вдвое сократилось число туроператоров, работающих в сфере выездного туризма. С рынка были вынуждены уйти даже некоторые компании-долгожители.

"По целому ряду причин почти половина компаний, которые работали в прошлом году, в этом году работать не собираются", - сказала Ломидзе.

Причины ухода с рынка тривиальны: общее состояние экономики, снижение спроса на туры и сложности в получении финансовых гарантий. Учитывая продолжающееся падение цен на нефть, ожидать скорого укрепления рубля вряд ли стоит, ведь золотовалютные резервы ЦБ не резиновые. В целом, как отмечают аналитики, в периоды ухудшения экономической ситуации туризм реагирует на внешние вызовы без задержки. Например, как только в сентябре 2008 года кризис с фондового рынка перекинулся на реальный сектор экономики, рынок оперативно реагировал на кризисные явления и сократился на 14%. Спрос на туристические услуги в августе 2008-го упал до 1,1 млн путешествий, а в сентябре — уже до 0,95 млн. В октябре того же года спад углубился еще на 6,4%. Сегодня картина схожая, только глубина падения куда большая.

Европа-мать

Что касается географии падения спроса, то наибольший пик пережило европейское направление. В мае этого года отчет Европейской комиссии по туризму (European travel commission) зафиксировал снижение турпотока из России в страны ЕС на треть за год. Это при том, что наша страна до сих пор остается основным донором внешнего турпотока.

"Европа потеряла российских туристов", - констатировали тогда некоторые СМИ, ссылаясь на то, что вместо европейских горнолыжных курортов россияне с деньгами предпочли отдыхать в Красной Поляне и Шерегеше. Лидерами по спаду стали Финляндия (-33%), Австрия (-34%), Испания (-25%) и Италия (-30%). Опустели "русские" места в Чехии, Венгрии и Франции. Число россиян посетивших Грецию, упало на 82%, до 1,7 тыс. человек.

Чем дешевле, тем лучше

Аналитики рынка отмечают некоторое изменение в структуре оставшегося выездного потока. «Мы ожидаем, что на фоне «падающей» Европы (особенно горнолыжного и трансконтинентального направлений) спрос на Египет будет только расти. По крайней мере, у нас уже заявлена полетная программа на шесть тысяч кресел в неделю по направлениям Шарм-эль-Шейх и Хургада из всех регионов нашего присутствия. Если, конечно, геополитическая обстановка в этой стране будет спокойной», - говорит руководитель отдела развития и контроля качества туроператора BRISCO Мария Косенкова.

По теме

Поскольку россияне хоть и вынуждены экономить на отдыхе, но совсем отказаться от него пока не готовы. Совсем не удивительно, что на фоне значительного падения по основным направлениям, в мае - июне вырос турпоток по самому дешевому из направлений - египетскому.

В мае Египет посетили 288 тыс. россиян, на 14% больше, чем годом раньше. В июне также был отмечен рост турпотока из России — на 9%, до 249 тыс. человек.

Таким образом, можно констатировать: в начале сезона на одном из ключевых летних направлений восстановился спрос.

Покупайте российское

В полном соответствии с заветами великого Дейла Карнеги чиновники Ростуризма пытаются превратить доставшийся им кризисный "лимон" в "лимонад" всплеска внутреннего туризма. Тот же Олег Сафонов недавно заявил, что уменьшение числа российских туристов, выезжающих за границу в 2015 году, объясняется ростом интереса к российской рекреации: "Я не согласен с тем, что турпоток из России в Европу снизился из-за неопределенной геополитической и экономической ситуации. Мы считаем, что снижение выездного потока объясняется особым вниманием, которое в настоящее время руководство страны и правительство уделяет развитию внутреннего туризма в РФ".

С Сафоновым согласна и Майя Ломидзе. По ее словам, единственный регион, который более или менее приближен к ожиданию "выездных" туристов — это Сочи. "Олимпиада, тренинги, работа, которая была проведена накануне — все это не прошло даром. Но это все равно не Сицилия, не Майорка: другая природа, другая атмосфера отдыха. Пока курорта, сопоставимого именно по атмосфере, у нас нет", - резюмирует Майя Ломидзе.

И этот скепис можно понять. Ведь "заточенность" выездных туристов на зарубежные страны так просто не переломить. Переориентация людей с внешних направлений на внутренние - годы больших инвестиций в рекламу российских достопримечательностей, в просветительскую работу, в формирование новых поведенческих стереотипов относительно планирования собственного отпуска.

Есть еще проблема с отечественным "как бы" лоукостом, на поверку оказывающимся едва ли не дороже регулярных рейсов. Череда недавних скандалов, в частности, с лоукостером "Победа" - яркое тому свидетельство. А без развитой сети низкобюджетных пассажирских перевозок развитие внутреннего туризма, особенно в отдаленные регионы, такой географически обширной страны как Россия - дело изначально гиблое.

Проморолик о Крыме

Наконец, что не менее важно, это миллиарды рублей, вкладываемых в развитие той самой внутренней инфраструктуры отдыха. Дело для отечественных чиновников не сказать, чтобы такое уже легкое. Снять красочный проморолик о Крыме или Сочи куда легче и дешевле, чем привести тамошние отели в конкурентный вид хотя бы по критерию соотношения цены и качества.

Вместо этого мы наблюдаем, как тот же Ростуризм, под руководством Олега Сафонова, фонтанирует идеями сомнительной актуальности и эффективности, суть которых, похоже, сводится к тому, в какую бы еще красивую упаковку облечь страстное желание освоить очередной десяток миллионов бюджетных рублей. «Наша версия» уже писала об одном таком мегапроекте Ростуризма – по созданию в разных странах мира сети туристических офисов под брендом «Visit Russia». Под реализацию проекта уже выделено 40 миллионов рублей на первые пять офисов, которые будут заниматься реализацией сувенирной продукции, в числе которой духи с запахами российских городов. Нет сомнений в том, что чиновники освоят 40 миллионов. Они освоят и в десять раз больше – только дай. Но вряд ли эта кипучая деятельность прибавит положительного имиджа России и заманит к нам массового зарубежного туриста.

То же южное побережье Крыма ещё долго не сможет конкурировать по сравнению с географически близкой турецкой Антальей, не говоря уже о чуть более отдаленных Кипре или египетском Шарм эль Шейхе по уровню услуг.

Вот, например, впечатления россиянки от отдыха в Ялте:

"В частных гостиницах не хотят брать людей на одни сутки, правда, зачем им 5-7 тысяч рублей, если после этого надо стирать бельё и убрать номер?? Про пару часов, думаю, вообще, речь не идёт,

Дорогие мои ялтинцы, зимой вы вспомните мои слова, пожалеете сто раз, но выводов не сделаете, к сожалению. Невозможно зарабатывать деньги, постоянно критикуя туристов и говоря, что пусть не едут… Не ровён час, это случится. Тогда и поговорим".

Безусловно, очень хочется быть оптимистом, однако огромное количество нерешенных или требующих большого времени и значительных затрат проблем не позволяет с полной уверенностью предрекать превращение нынешнего вынужденного всплеска интереса к внутреннему туризму в постоянный фактор.

Особенно на фоне прогнозируемого дальнейшего "схлопывания" выездного туризма.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.08.2015 12:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх