На прошлой неделе в Минобороны прозвучали очередные заявления по поводу усиления ядерного потенциала России. Было объявлено, что в скором времени вновь будет поставлена на дежурство легенда советской эпохи – боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). «Наша Версия» разбиралась, зачем в России именно сейчас решили произвести реинкарнацию этого проекта и почему делать это вряд ли стоит.
Во время холодной войны БЖРК являлись одним из ключевых элементов советского ядерного арсенала – утверждалось, что с его помощью можно гарантированно преодолеть американскую систему противоракетной обороны. Специально для этого была создана уникальная межконтинентальная баллистическая ракета PT-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО, SS-24 Scalpel) с активно-реактивным (миномётным) стартом, способная поразить цель на удалении до 10 тыс. километров.
Америка добилась уничтожения БЖРК
Разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса началась в конце 70-х, окончательная доводка и испытания проходили в Плесецке в течение двух лет, при этом из 16 пусков ракет только один оказался аварийным. Ядерный поезд испытывали в разных климатических зонах, включая вечную мерзлоту и пустыню. В 1989 году БЖРК был принят на вооружение. К 1993-му на вооружении у России имелось три дивизии железнодорожных комплексов, дислоцировавшихся в Костроме, Перми и Красноярске – всего 12 поездов с 36 пусковыми установками.
По задумке разработчиков в случае возникновения угрозы ядерной войны поезда должны были рассредоточиваться на маршрутах боевого патрулирования по всей стране, маскируясь под обычные гражданские составы. А затем по первому приказу остановиться и произвести пуск. Всё это значило, что теоретически БЖРК могли неожиданно нанести ядерный удар с любой точки маршрута, что делало их практически неуязвимыми для нападения противника.
Однако в 1993 году в рамках российско-американского договора СНВ-2 появилось решение отказаться от эксплуатации БЖРК и в течение 10 лет снять с вооружения все ракеты «Молодец». Оно у многих вызвало шок – мало того, что на разработку и создание «ядерных поездов» СССР потратил миллиарды рублей, ракеты «Молодец» фактически являлись нашей главной «кузькиной матерью», которая несла реальную угрозу Америке. В результате решение снять БЖРК с боевого дежурства прямо назвали предательством. Но так ли это на самом деле?
«Молодец» оказался недостаточно хорош
Всего за время своего существования ракетные поезда покидали свои базы 18 раз. Почему так мало? Не выпускать «ядерные экспрессы» из депо Минобороны чуть ли не на коленях упросили железнодорожники – как оказалось, составы с ракетами получились настолько тяжёлыми, что после одного прохождения по маршруту железнодорожное полотно надо было чинить. В итоге без особой надобности составы с ракетами по стране решили не гонять. Возникли проблемы и с подготовкой машинистов ракетовозов. По соображениям секретности пускать за рычаги гражданских было нельзя, а военные, причём исключительно офицеры, не обладали должным опытом управления супертяжёлыми составами.
Впрочем, Как оказалось, чтобы произвести пуск, ракетному поезду требовалась точная топографическая привязка, которую невозможно было сделать автономно. К тому же пуск стотонных ракет создавал запредельные нагрузки на железнодорожное полотно, поэтому для залпов пришлось бы усиливать рельсы. Чтобы выполнить все эти условия, по всему маршруту боевого патрулирования строили специальные станции, куда поезду было необходимо прибыть в заданное время, привязаться к точке и только после этого производить пуски. В итоге все эти ограничения практически сводили на нет миф о незаметности поездов. Ведь эти станции представляли собой хорошо охраняемые объекты с выделяющейся военной инфраструктурой, о месторасположении которых были осведомлены иностранные разведки. В любом случае это делало БЖРК не столь эффективным оружием, как требовалось. Все эти проблемы указывают на то, что возможности этих комплексов несколько преувеличены, а проблемы эксплуатации так и не были полностью решены.
Ракетные поезда сделают совершенным оружием
Теперь все эти недостатки военные обещают устранить. По некоторым данным, новая модель БЖРК разрабатывается Московским институтом теплотехники (МИТ). Планируется, что поезда станут поступать в войска к концу 2019 года. Как сообщается, финансирование их создания предусмотрено в рамках программы перевооружения армии, которая обойдётся в 22 трлн рублей.
В РВСН не комментируют, какая именно ракета станет основой нового боевого железнодорожного ракетного комплекса. Некоторые эксперты предполагают, что это будет усовершенствованная РС-24 «Ярс». В первую очередь в новой ракете обещают решить вопрос с избыточной массой, которая будет сокращена более чем в два раза и составит 47 тонн, поэтому запускать их удастся даже с обычных путей. Эксперты говорят, что эта ракета будет также иметь меньшие габариты – это даст возможность конструкторам увеличить количество ракет в составе с 3 до 10 и более, сравняв боевой потенциал ракетного поезда со стратегической атомной подводной лодкой.
Однако в то же время некоторые эксперты утверждают, что куда более эффективными являются современные подвижные грунтовые ракетные комплексы РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и PC-24 «Ярс». Ведь простая логика показывает, что найти и отследить машину на колёсной базе, способной проехать по любым буеракам, во много раз сложнее, чем тяжёлый поезд, который никуда не денется с рельсов. К тому же в отличие от боевого железнодорожного комплекса с ракетой SS-24 Scalpel этим комплексам не нужны топопривязка и специальные станции для получения целеуказания. По оценкам экспертов, только эти российские стратегические комплексы на сегодняшний день являются действительно автономными. Таким образом, воссоздание БЖРК может послужить хорошим пиар-ходом в стиле «возродим былую военную мощь», однако же по факту рискует обернуться очередной тратой денег на непродуманный до конца проект.