Из США пришла новость – президент Дональд Трамп признал Иерусалим столицей Израиля. Наблюдатели уже назвали это своеобразным подарком евреям на Хануку (этот религиозный праздник отмечается в 2017 году 13 декабря). Однако вызванный им резонанс оставляет ощущение, будто слон изрядно потоптался в посудной лавке. А немедленные и отложенные последствия такого решения выходят далеко за рамки технического переезда американского посольства из Тель-Авива в Вечный Город.
Как раз сегодня, 8 декабря, Совет Безопасности ООН соберется по этому поводу на чрезвычайное заседание по просьбе восьми государств.
Безответственное историческое решение
Указ лидера США уже разделил мировое сообщество. Кто-то бурно ликует – в первую очередь, естественно, политическая элита Израиля. Еще бы, ведь кропотливая лоббистская работа многих десятилетий наконец-то принесла свои плоды. Биньямин Нетаньяху уже рассыпался в благодарностях за «историческое решение» в видеообращении на YouTube-канале IsraeliPM.
Лидеры Франции и Германии, напротив, резко осуждают. И если заявление канцлера Ангелы Меркель выдержано в относительно сдержанном духе, мол, «федеральное правительство не поддерживает эту позицию, поскольку статус Иерусалима должен обсуждаться в рамках «формулы двух государств», то президент Франции гораздо более категоричен: «Это прискорбное решение, которое Франция не одобряет и которое противоречит международному праву и всем резолюциям Совета Безопасности ООН», – заявил Эммануэль Макрон.
О том, что реакция исламского мира будет негативной, можно было догадаться еще до обнародования указа. Глава Палестины Махмуд Аббас расценил демарш Трампа как отказ США от роли посредника на мирных переговорах и назвал Иерусалим «вечной столицей» Палестины. А турецкий лидер Реджеп Эрдоган пошел еще дальше, назвав решение американского коллеги «политической безответственностью» и инициировав экстренное заседание лидеров стран Организации исламского сотрудничества.
***
Кого это решение американского президента точно не обрадовало, так это самих жителей Иерусалима, которые боятся за свою безопасность, ведь город уже стал ареной ожесточенных столкновений между палестинскими демонстрантами, протестующими против указа Трампа и израильской полицией. В четверг, 7 декабря, когда к подавлению массовых выступлений подключили армию, от столкновений пострадали 16 человек.
И это лишь начальный виток насилия, дальнейшее раскручивание которого может привести к куда большим жертвам, не говоря уже о росте политического и религиозного терроризма, который, несомненно, перейдет из разряда теоретических угроз в реальную плоскость. Ведь пока пишутся эти строки, с сотен кафедр мечетей по всему Ближнему Востоку раздаются недвусмысленные призывы к правоверным. А организации ХАМАС и Хезболла уже призвали к третьей Интифаде (арабское название протестного движения за самоопределение на территории Палестины – Ред.).
Столица раздора
Для тех, кто не в теме, немного матчасти. Вопрос о статусе «золотого Иерусалима» – священного города трех религий, встал на повестку дня с момента принятия резолюции ООН 1948 года, давшей старт двум государственным проектам на палестинской земле – еврейскому и арабскому. И если государство Израиль было создано, то создание арабского государства в условиях холодной войны, когда США поддерживали сионистов, а СССР опирался на арабских националистов, блокировалось долгие десятилетия. Понадобилось несколько войн и две интифады, чтобы Организация освобождения Палестины получила международное признание, а Палестина, пусть и в урезанном виде, – государственный статус. Но даже это не заставило Израиль отказаться от претензий на весь Иерусалим, как свою неделимую столицу.
Ситуация осложняется израильской оккупацией Вечного Города после войны 1967 года. Международное сообщество этого не признает и настаивает на том, что статус Иерусалима должен быть определен в ходе палестино-израильских мирных переговоров. Палестинцы в свою очередь хотят объявить Восточный Иерусалим столицей своего государства, ссылаясь на резолюцию ООН от 1948 года. А пока суд да дело, фактические столицы Израиля и Палестины находятся, соответственно, в Тель-Авиве и Рамалле.
Масла в огонь все эти годы подливала проводимая израильскими властями политика колонизации Иерусалима, поощрявшая евреев селиться в городе. Это не могло не сказаться на национальном составе – численность евреев за полвека превзошла количество арабов. Тем не менее до 6 декабря 2017 года ни одна страна мира не признавала права Израиля на весь Иерусалим, если не считать посольств Боливии и Парагвая, разместившихся в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион.
Ты мне, я тебе
Нельзя сказать, что в США не понимали, какова будет цена подарка сионистам. Решение Трампа внесло раскол в саму его администрацию: госсекретарь Рекс Тиллерсон и глава Пентагона Джеймс Мэтисс отговаривали шефа от такого шага, дабы не делать американских граждан и дипломатов в Израиле мишенями террористов, а сам Израиль – полем боя накануне иудейских праздников.
Можно указать и на то, что закон, обязывающий Белый Дом перенести посольство, был принят Конгрессом еще при Билле Клинтоне, в 1995 году. Но принят довольно хитро. Его действие могло быть отсрочено на полгода неограниченное число раз. И каждая новая администрация, что Клинтона, что Буша, что Обамы, по полной использовала эту лазейку, тянула резину и с признанием и переездом, заявляя о несвоевременности подобных шагов, поскольку это может повредить мирному процессу на Ближнем Востоке. Когда же дошла очередь принимать решение до Трампа, то нынешний сиделец в Белом Доме, недолго думая, подмахнул. Тем более, что это соответствовало его предвыборным обещаниям.
Примечательно, что в тот же вечер, когда было обнародовано решение, в Конгрессе провалилось голосование об импичменте президенту. Ехидные комментаторы не преминули связать оба обстоятельства – дескать, сионистское лобби отблагодарило Трампа по принципу «ты мне, я тебе».
От Громыко до Лаврова
Официальная позиция Москвы по Иерусалиму, изложенная на сайте МИД РФ, обозначена следующим образом: «Еще 6 апреля с.г. в Москве было объявлено, что мы рассматриваем Восточный Иерусалим в качестве столицы будущего палестинского государства, а Западный Иерусалим – столицы Государства Израиль. Являясь постоянным членом СБ ООН и активным участником ближневосточного «квартета» международных посредников, Россия продолжит оказывать энергичное содействие палестинцам и израильтянам в достижении соответствующих договоренностей».
Вместе с тем, известный специалист по ближнему востоку, журналист-международник Исраэль Шамир обращает внимание на компромиссный характер позиции ведомства Сергея Лаврова, по сравнению со взглядами советской дипломатической традиции.
«Советский Союз не признавал Западный Иерусалим израильской территорией, и это было правильно. Западный Иерусалим – в те времена палестинские села Эн-Карим, палестинские кварталы Тальбие, поселения европейских христиан – Греческая Слобода, Немецкая Слобода – были захвачены евреями в 1948 году вопреки резолюции ООН, население оттуда прогнали и не дали им вернуться вопреки резолюции ООН. И хотя времена изменились, признавать часть Иерусалима израильской не следует. Вернуть изгнанных в их дома в Тальбие и Греческой Слободе будет правильным решением. Если евреи хотят владеть Иерусалимом, пусть дадут равные права не-евреям и возвратят конфискованное имущество», – пишет он.
Севастополь – наш Иерусалим?
Есть еще один нюанс, в связи с которым для России нынешнее решение Трампа значит куда больше, чем для всего остального мира, исключая арабский. Речь идет, разумеется, об аналогии с Крымом, от которой в русском контексте никуда не уйти.
Если Трамп может сделать Иерусалим столицей Израиля, то, может, он и Севастополь сделает русским городом? – задаются вопросом интернет-комментаторы, имея в виду упорное нежелание США признавать итоги референдума в Крыму.
Прошло меньше суток, а эта шутка обросла солидной бородой в соцсетях. Некоторые, правда, добавляют: если уж требовать от Трампа что-то по Севастополю, то на меньшее, чем признание его столицей России соглашаться нельзя. Ведь, если следовать дословной логике американского президента, «каждая суверенная нация вправе определять, где ее столица». Да и потом, все мы помним слова Владимира Путина, сказанные им во время посещения музея-заповедника «Херсонес» в августе этого года: «Здесь нужно создавать русскую Мекку. Дело не в том, что здесь князь Владимир крестился, а в том, что после этого здесь началось укрепление централизованного российского государства».