// // Почему нефть дешевеет, а авиакеросин растёт в цене?

Почему нефть дешевеет, а авиакеросин растёт в цене?

750

Дорогое небо

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Эксперты прогнозируют: уже к новогодним праздникам авиабилеты могут серьёзно прибавить в цене. Интересно заметить, что подорожание происходит в условиях снижения цен на нефть. Казалось бы, учитывая конъюнктуру рынка, стоимость авиакеросина тоже должна была бы снизиться. Однако нефтяники, напротив, повышают цены на внутреннем рынке, пытаясь таким образом отыграть свои потери из-за стремительно дешевеющей нефти.

Напомним, что рост цен на авиакеросин аналитики предсказывали ещё летом. Одной из главных причин тогда назывался тот факт, что с 2015 года Минфин планировал включить авиационное топливо в перечень подакцизных товаров. Таким образом, возросшие расходы авиакомпании естественным образом переложили бы на потребителей.

На поверку же оказалось, что цены на топливо начали расти ещё задолго до того, как были введены акцизы. Так, ещё в августе Росавиация констатировала 6–7-процентный рост цен на авиакеросин. И всё это в условиях непрекращающегося падения цен на нефть. Ведь если в середине июня нефть марки Brent стоила 113 долларов за баррель, то сегодня её цена едва-едва достигает 80.

«Несмотря на кажущуюся логичной версию о том, что при падающей цене на нефть должны снижаться и цены на авиакеросин, на практике всё оказывается совсем по-другому. В условиях, когда у российских нефтяных компаний падают доходы, им приходится увеличивать или как минимум не снижать стоимость продаваемых нефтепродуктов, для того чтобы увеличить выручку», – объясняет научный сотрудник Высшей школы экономики эксперт по авиационному рынку Андрей Крамаренко.

Исправить ситуацию с ростом цен на авиатопливо изначально был призван налоговый вычет, который с 2015 года должен ввести Минфин на уже упомянутый акциз на авиакеросин. Однако до сих пор в ведомстве так и не прописали прозрачного и понятного механизма работы налогового вычета, из-за чего, как отмечают участники рынка, грядущая налоговая нагрузка на авиакомпании может быть переложена на потребителей.

Вопрос о стоимости топлива оказывается отнюдь не праздным, если учитывать, что его доля в структуре стоимости авиабилета составляет около 30%. Ещё 15–20% стоимости билета приходятся на аэропортовые сборы, наземное обслуживание и аэронавигацию. Лизинговые и таможенные платежи плюс расходы на обслуживание кредита «съедают» 11–20% стоимости билета, 8–11% уходят на обслуживание парка авиасудов и лишь 5–9% – на оплату труда пилотного состава.

Впрочем, помимо повышения цен на авиакеросин, который и играет ключевую роль в цене авиабилетов, большое влияние на цену оказывает также стоимость услуг наземных служб и аэронавигации. За последние у нас ответственно ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». До недавнего времени его сборы за ведение бортов по установленным тарифам, казалось, были не так велики и составляли не более 2% от стоимости авиабилета. Однако буквально на днях в Росавиации прислушались к жалобам ФГУП на постоянную нехватку средств и направили совместное письмо в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с просьбой поднять ставку на авианавигационное обслуживание на 6,5%. В обоснование своей просьбы в Росавиации и ФГУП ссылаются на то, что ныне действующие ставки не менялись аж с 2010 года. Если ФСТ просьбу удовлетворит, то к «топливному» подорожанию на авиабилеты добавится ещё и увеличившаяся стоимость аэронавигационного обслуживания.

Между тем не исключено, что аппетиты нефтяных компаний в итоге всё-таки будут немного ограничены. Косвенным свидетельством этому может служить тот факт, что на прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже возбудила дело против четырёх российских нефтяных компаний – «Башнефти», «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукта» – за манипулирование ценами на бирже, приведшее к росту цен на бензин в рознице. «Установлено, что одной из причин роста оптовых цен на автомобильные бензины является рост биржевых цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже», – отмечает глава управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.

Напомним, что о начале расследования деятельности нефтяных компаний, связанных с сомнительными сделками на рынке нефтепродуктов, ещё в начале октября заявлял глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. Правда, пока что все громкие результаты касаются только цен на бензин. Да и по факту никакого серьёзного наказания нефтяники не несут. Так что, даже если у антимонопольного ведомства и дойдут руки до проверок ценообразования на рынке авиатоплива, рассчитывать на снижение стоимости перелётов всё равно не стоит.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.11.2014 18:31
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх