Версия // Общество // Почему лифты в России часто падают или ломаются?

Почему лифты в России часто падают или ломаются?

5645

Оправданная клаустрофобия

Почему лифты в России часто падают или ломаются?
В разделе

В течение последних пяти лет в России было зафиксировано более 330 инцидентов с лифтами, в результате которых погибли десятки человек. Кто должен отвечать за это, почему подобные ЧП происходят все чаще, и какие меры принимают власти для борьбы с лифтовыми авариями?

На этой неделе в ЖК «Волна» на Новгородском проспекте в петербургских Шушарах упал лифт. В утренний «час пик» жители не пожелали спускаться по лестнице или ждать, пока кабина поднимется к ним снова, и в итоге в нее набилось 13 человек, хотя максимально допустимое к перевозке количество – восемь человек. При спуске с верхних этажей добавлялись новые и новые люди, и на уровне восьмого этажа лифт не выдержал и полетел вниз. Из-за перегруза кабина сначала стала резко опускаться, потом, достигнув первого этажа, резко дернулся и провалился чуть меньше чем на полметра. Находившиеся в кабине люди получили различные травмы. Как сообщили в городском комитете здравоохранения, пострадали три человека. Их госпитализировали в состоянии средней степени тяжести.

Дом построен компанией «Дальпитерстрой», с представителями застройщика общаются сотрудники полиции. По факту случившегося проводится проверка со стороны прокуратуры.

Меньше месяца назад, 15 февраля, похожий инцидент произошел в Сургуте. Лифт сорвался при спуске вниз и пролетел 16 этажей. Мужчина, находившийся в кабине, заявил, что у него «пролетела перед глазами вся жизнь». Затем потребовалось больше часа, чтобы вытащить его из кабины. Благодаря сработавшим предохранителям, затормозившим падение, серьезных последствий удалось избежать. В данный момент лифт передан на ревизию. Представители УК «Сургутсервис» не дали никаких комментариев.

В начале января лифт с пятью пассажирами сорвался в жилом доме в Советском районе Уфы, а в декабре – кабина, в которой находилась одна девушка, упала с восьмого этажа в Казани. Также в прошлом году аналогичные ЧП произошли в Перми, Самаре, Краснодаре и некоторых других городах.

Чья ответственность?

Лифт – это общедомовое имущество, которым владеют собственники жилья. Именно на них ложатся расходы по поддержанию данного оборудования в надлежащем состоянии. Обслуживание и ремонт находятся в компетенции управляющей компании, которая для этого заключает договор с профильной организацией. Инструкции по обслуживанию лифтов предоставляет компания-производитель.

Но есть проблема. Жильцы не всегда готовы платить крупные суммы за ремонт, а УК вынуждены экономить на ремонте и, соответственно, безопасности. Нередко они заключают договор с сервисными компаниями, ориентируясь не на качество услуг, а на их невысокую стоимость. К тому же, порой происходит так, что по бумагам лифты проходят все необходимое ТО и ремонтные работы, а по факту все остается так, как было.

По лифтам ударили и санкции. В особенности это коснулось импортного оборудования – в основном лифты от зарубежных производителей устанавливаются в новостройках. Найти необходимые детали стало гораздо сложнее, и обходится это куда дороже. До СВО многие крупные производители, например Otis или KONE, сами комплектовали лифт и поставляли запчасти. Сейчас для поиска комплектующих нужно искать перекупщиков или находить контакты на внешнем рынке.

Туда и обратно

По теме

Как напоминает газета «Известия», в 2012 году лифты вывели из категории «Опасные производственные объекты» (ОПО). Это делалось в целях снижения нагрузки на бизнес. Еще на два года лифтовое хозяйство полностью выпало из сферы государственного надзора. Таким образом, с 2012 года не нужно было проводить контрольные проверки оборудования, которые предусмотрены для опасных производственных объектов, а владельцы смогли не покупать страховые полисы.

После этого аварии с лифтами стали регулярным явлением, хотя ранее происходили достаточно редко. В итоге Ростехнадзору вернули часть полномочий. В частности, в 2014 году в его компетенции вновь оказались учет и расследование аварийных случаев на лифтах, а также ведение реестра. Сами лифты снова переместили в категорию ОПО. Но вот проверки обслуживающих и ремонтных организаций, а также ответственных за оценку технического состояния лифтового хозяйства остались за пределами полномочий Ростехнадзора. При этом эксперты ведомства указывали, что нужен контроль всей отрасли – только тогда безопасность будет обеспечена должным образом.

Но процесс пошел в обратную сторону. В 2021 году контроль за действующими лифтами перешел к УК, а Ростехнадзор уже не смог следить ни за правилами, ни за техрегламентом.

Только с 1 марта 2023 года правительство все же вернуло ведомству полномочия по контролю над безопасностью использования и содержанием лифтов и подъемных платформ для инвалидов. Однако теперь нужно время, чтобы восстановить то, что было утрачено более чем за десять лет.

Ремонт и замена

Согласно требованиям техрегламента Таможенного союза, лифты, которые эксплуатируются 25 лет и более, подлежат замене до 13 февраля 2025 года. Таким образом, за 2024 год необходимо заменить 93,6 тысячи лифтов. В общей сложности в России на учете стоят около 496 тысяч лифтов. То есть, замене подлежит примерно пятая их часть. В конце февраля спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила руководству Фонда развития территорий разработать дорожную карту по решению проблемы ремонта и замены данного оборудования.

При этом в процессе могут возникнуть проблемы не только из-за дороговизны лифтов или нехватки деталей, которые выпускаются за рубежом, но и в связи с дефицитом рабочей силы. Стоящие рядом с домами лифтовые кабины, которые нужно установить взамен демонтированных – распространенное явление. Иногда жильцам приходится ждать по несколько месяцев, потому что у сервисных компаний нет свободных сотрудников для монтажа.

Что касается средств, на которые производятся ремонт или замена лифта, они должны накапливаться за счет взносов за капремонт. Деньги могут идти в «общий котел», откуда их распределяет региональный оператор, или поступать на спецсчет и расходоваться по усмотрению жильцов. И возможность заменить лифт напрямую зависит от того, какие суммы вносят собственники.

По оценкам экспертов, для того чтобы заменить лифты, которые уже выработали или вот-вот выработают свой ресурс, нужно порядка 200 миллиардов рублей.

Вернуть упущенное

Специалисты видят выход из создавшегося положения в «закручивании гаек», без которого Ростехнадзору проблематично будет обойтись на этапе фактического перезапуска отрасли. Организации, которые занимаются обслуживанием лифтов, должны знать, что за ненадлежащее выполнение обязанностей их будет ждать наказание. В Госдуме же предложили вообще лишать лицензий организации, которые допускают ЧП вроде падений со своими лифтами. Там проблему видят в том, что многие компании занижают стоимость работ, чтобы выиграть контракты на обслуживание лифтов, и из-за этого страдает качество обслуживания – ведь у этих фирм нет возможности полноценно выполнять взятые на себя задачи. В результате под угрозой оказывается безопасность пассажиров. Эксперты рассчитывают, что на рынок активнее начнут выходить российские производители, которые займут освободившуюся нишу и будут конкурировать с Белоруссией и Китаем, которые тоже поставляют в РФ лифтовое оборудование. Если шаги Ростехнадзора окажутся результативными, ответственность за безопасность лифтов повысится и для отечественных компаний, и в итоге это приведет к снижению числа трагических происшествий.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.03.2024 22:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх