// // Почему Федор Бондарчук не стал мессией для легендарного, но обнищавшего «Ленфильма»

Почему Федор Бондарчук не стал мессией для легендарного, но обнищавшего «Ленфильма»

4388

Графские развалины

В разделе

Знаменитая киностудия «Ленфильм», подарившая нашему кино множество шедевров, выставляет свои павильоны в аренду. Почему ее не может спасти даже сам Федор Бондарчук, назначенный с большим пафосом председателем совета директоров несколько лет назад?

«Ленфильм» - настоящий бренд отечественного кино, его логотип с Медным всадником знает каждый, кто смотрел эпопею про Шерлока Холмса, «Осенний марафон» или «Собачье сердце». Да и вообще эта производственная студия – старейшая в нашей стране, основана еще в 1914 году в Петрограде. Располагается в самом центре города на Петроградской стороне. «Ленфильм» ныне – это 10 корпусов на территории в 40 тысяч квадратных метров.

Сериалы не помогли

Проблемы «Ленфильма» начались почти сразу после распада Советского Союза. Несмотря на то, что Санкт-Петербург в 90-е стал сериальной столицей – выходили всем известные «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург» - эти фильмы делались не на базе «Ленфильма». Работа студии не то чтобы остановилась вовсе, все-таки за постсоветское время были сняты популярные «Особенности национальной охоты» (1995), «Молох» (1999), «Трудно быть богом» (2013) – однако работала и работает она процентов на десять от своих мощностей.

Режиссер Александр Герман-младший рассказывает «Нашей версии»: «На «Ленфильме» старались снимать режиссеры старой школы – Александр Сокуров, мой отец, Александр Рогожкин, они хотели хоть как-то загружать легендарную студию, ее работников, которые откровенно бедствовали. Конечно, это общая боль петербургских киношников – неумолимое угасание «Ленфильма». Когда в 2012 году на должность председателя совета директоров «Ленфильма» был назначен Федор Бондарчук, появилась надежда, что с ним придут заказы на фильмы, будет работа. Несмотря на сложное отношение в городе к лощеным москвичам, в целом питерское киносообщество приветствовало появление Бондарчука».

Действительно, в 2012 году на «Ленфильме» произошли громкие кадровые назначения, которые курировал лично министр культуры РФ Владимир Мединский. Помимо Бондарчука топ-менеджером студии – ее директором - стал Эдуард Пичугин, создатель сети «Кронверк синема». Он предложил по линии Министерства культуры свою концепцию возрождения «Ленфильма», которую можно характеризовать так: «сначала помогите материально, а потом мы и сами сможем зарабатывать». Адресат такого обращение, конечно, государство. По планам Пичугина, «Ленфильм» должен был выйти на самоокупаемость и даже приносить себе прибыль к 2020 году. Скоро он наступит. Но как показали аудиторские проверки, «Ленфильм» ныне, как и в 2012 году, куда ближе к банкротству, чем к процветанию. А еще – Бондарчук и Пичугин, можно сказать, тандемные люди – об их любопытных взаимоотношениях с финансовыми нотками можно долго рассказывать.

Разруха в головах

Корреспонденту «Нашей версии» удалось переговорить с крупным чиновником «Ленфильма», который в обмен на анонимность раскрыл причины жалкого и унизительного положения студии: «Ленфильм» находится в какой-то изоляции от кинопроизводства страны. С Бондарчуком связывали надежды, что он на имени приведет инвесторов, заказчиков кино, да, в конце концов, сам начнет снимать на этой студии. Как всем прекрасно известно, проекты у Федора Сергеевича всегда дорогие, многомиллионные, спонсируемые госбюджетом. Но ничего подобного не произошло. Зачем он шел на эту должность, даже не очень понятно. Может Владимир Мединский попросил так, что тот не смог отказать? Так или иначе, студия сегодня простаивает. Снимается от силы пару фильмов в год, да еще студии сдаются, если повезет, в аренду малым кинокомпаниям. А когда нет работы, нет задействованности павильонов, начинается разруха. Тем более здания-корпуса «Ленфильма» очень старые, требуют капитального ремонта. В итоге у предприятия долги перед коммунальщиками, зимой часто нет тепла, горячей воды, свой автотранспорт, которого в советское время было до трех сотен единиц, сократился в шесть раз. Да и то весь поломанный. Многочисленный реквизит уже много лет фактически гниет. Студия не может самостоятельно зарабатывать, в том числе потому, что та рухлядь, которая есть у нас, уже не востребована киношниками. Конечно, можно просить денег у государства, но это путь в никуда. Как говорилось в одном из самых известных фильмов, снятых на нашей студии – «разруха не в клозетах, а в головах». Вот у нас и наблюдается явная разруха в головах у так называемых ленфильмовских топ-менеджеров. Откровенно говоря, они просто ничего не хотят делать. Ну, не хотят и не хотят, их дело, но зачем тогда их Минкульт сюда назначал, почему они держатся за эти должности?».

По теме

С молотка

Недавно стало известно, что ради хоть какого-то заработка руководство «Ленфильма» приняло решение сдавать в аренду частному бизнесу павильоны, на базе которых располагается «Леннаучфильм» (Ленинградская киностудия научно-популярных и учебных фильмов). О нем стоит сказать особо. На счету этой 86-летней организации, которая за свою историю входила не только в кинофабрику «Ленфильм», но и студию им. Горького, совершенно уникальные научные фильмы, особенно это касается Арктики и Крайнего Севера. База «Леннаучфильма» находится не на Петроградской стороне, а в Центральном районе, рядом со станцией метро «Площадь Александра Невского». И некоторые свои павильоны уже сдавала. Сейчас студия опять готова сдать все свои помещения, и о производстве документальных фильмов научно-просветительского характера в Петербурге придется забыть. Впрочем, желающих занять павильоны на Мельничной улице, не ни разу не ремонтировавшиеся с 1933 года, что-то пока не наблюдается.

Возвращаясь к «Ленфильму», отметим, что в общий финансово-экономический кризис, настигший страну, ситуация сложилась парадоксальная. Все 90-е и начало нулевых интеллигенция Санкт-Петербурга боялась, что студию банально пустят с молотка, потому что ее обширные помещения располагаются в крайне «вкусном» Петроградском районе, на Каменноостровском проспекте. Тут вся недвижимость, что жилая, что нежилая – сугубо элитная. Сейчас уже, кажется, никто не против, чтобы огромным метражом «Ленфильма» заинтересовался хоть какой-нибудь инвестор. А то некрасиво эстетически получается – в самом центре города стоят какие-то «графские развалины». И мало уже кто верит, что там еще будет сниматься кино. Но желающих купить «ленинградский Голливуд» со всеми его долгами и проблемами, как-то не наблюдается. Как не наблюдается и Федора Бондарчука по месту этой своей работы.

Кстати

В начале 1990-х «Золотую коллекцию» самых популярных лент, снятых на «Ленфильме», выкупил «Госфильмофонд». Поэтому петербургская студия не получает ни копейки от использования и проката «Золотой коллекции», куда входят, к примеру, такие фильмы как «Белое солнце пустыни», «Старший сын», «Собачье сердце», «Отпуск в сентябре», «Влюблен по собственному желанию», «Блондинка за углом» и другие шедевры.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.08.2019 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх