Тема возможного китайского вторжения на Тайвань и присоединение мятежного острова к материковому Китаю существует давно. Рассмотрены множество различных сценариев и вариантов присоединения острова. Но недавно произошла одна утечка из китайских официальных источников, которая, с одной стороны, показывает, что подготовка к десанту на остров идет планомерно, а с другой стороны – что китайские военные и инженеры используют любые возможности, которые есть в стране для достижения этой цели.
В этой статье мы расскажем о специальных плавучих причалах, которые дадут возможность перебросить на Тайвань военную технику на обычных гражданских паромах.
Немного об историях десантных операций
Десант с моря на берег высаживали давно. Если говорить о ХХ веке, то во времена Первой мировой войны была возможна высадка десанта двух типов. Первый тип десанта, тактический, могли высадить с одного, или нескольких кораблей корабельными шлюпками и катерами, которые поддерживались артиллерийским огнем с кораблей. Второй десант, стратегический, был возможен только при достижении определенных условий. Сначала необходимо было с суши захватить какой-либо порт, а потом многочисленные транспорты доставляли в этот порт сухопутные войска, кавалерию, технику. Так как специализированных десантных кораблей практически не было (кроме английских типа К и российских «Болиндеров» и «Эльпидофоров», которых было немного), такой вариант высадки большого десанта с захватом подходящего порта на вражеском побережье, был единственным способом переправить на территорию врага большую группировку войск. В межвоенный период в США был спроектирован и начато массовое строительство десантного катера LCP(L). Об этом смотри статью «История десантного катера». Это было очень важное событие. Во-первых, появился массовый недорогой десантный катер, а, во-вторых, и это самое главное, появилась возможность произвести высадку крупного военного контингента на необорудованное побережье. Потребность в захвате порта ушла в прошлое. Примером первой такой массовой высадки стал десант союзников в Нормандии в 1944 году. Правда, и там возникли некоторые сложности, но об этом чуть ниже. Во времена «холодной войны» развитие десантных сил шло по нескольким направлениям. Сохранялись и строились классические десантные корабли различных размеров, предназначенных для высадки ударных подразделений с танками, БТР и БМП на необорудованный берег. Но это направление столкнулось с одним серьезным препятствием. Такой способ десантирования остается эффективным только в том случае, если противник – это слабое государство, не имеющее эффективной береговой обороны. В том случае, если у обороняющейся стороны есть мобильные пусковые установки противокорабельных ракет различной дальности и самоходные артиллерийские установки среднего и крупного калибра, то даже без поддержки авиации такие силы способны гарантированно уничтожить десант задолго до подхода его к береговой черте. Чтобы решить эту задачу, разработали концепцию «загоризонтной высадки». Были созданы новые типы авианесущих десантных кораблей – десантные вертолетоносцы и универсальные десантные корабли с самолетами, вертолетами и десантными катерами на воздушной подушке на борту. Они производят высадку десанта на большом расстоянии от берега - за линией горизонта. Десант перебрасывается по воздуху – на вертолетах и конвертопланах – и на скоростных катерах на воздушной подушке. Сочетание этих двух направлений дает возможность высадки десанта практически в любом месте побережья противника. Правда, и здесь есть своё НО. Таким образом, можно высадить тактический десант, до нескольких батальонов морской пехоты с техникой. Для решения стратегических задач нужны другие сценарии.
Китайский вариант
Специалисты обратили внимание, что использование цифрового рубля для социальных выплат позволит властям следить за тем, чтобы бюджетные средства тратились по назначению.
Китайский флот сегодня развивается темпами, которые не могут не удивлять. Кроме авианосцев и атомных подводных лодок, о которых постоянно пишет профильная пресса, в стране сформировался мощный десантный флот. Их ядро составляют пока 4 (всего запланировано 8) универсальных десантных корабля типа 076, по своему функционалу занимающие промежуточное положение между французским УДК «Мистраль» и американским УДК «Америка». Эти корабли несут десантные и многоцелевые вертолеты. Но не они являются самыми современными кораблями десантного флота Китая. Идет строительство УДК типа 076. По сути, это нечто среднее между УДК и классическим авианосцем. На корабле типа 076 впервые в мире среди десантных кораблей будет установлена электромагнитная катапульта. Это значит, что в состав авиакрыла корабля будут входить, кроме вертолетов различных типов, и палубные самолеты. УДК типов 075 и 076 составляют ядро корабельных десантных соединений, в состав которых так же входят УДК типа 071. Всего в строю 8 таких кораблей. Они являются функциональными аналогами американских USS «San Antonio» LPD-17, и несут 4 десантных катера на воздушной подушке и 4 десантных вертолета. В составе десантного флота ВМС НОАК входят и классические десантные корабли. Это 28 больших десантных кораблей БДК типа 072, 11 средних десантных кораблей СДК типа 073 и большое количество десантных катеров и кораблей на воздушной подушке, включая 6 МДК типа 728 – это советские десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» проекта 12322. Суммируя всё, скажем, что ВМФ НОАК может десантировать с моря, по оценкам американских аналитиков, около 21 000 морских пехотинцев с техникой и усилением. Причём эти высадки могут производиться как классическим методом (с БДК и СДК), так и «загоризонтной высадкой» с помощью авиации. Это хороший показатель для флота, но для того, чтобы захватить остров с населением 23 миллиона человек этого, безусловно, мало. Требуется переброска на остров кратно большего количества личного состава и техники.
Неожиданное предупреждение
Сразу оговоримся. То, о чем мы расскажем, не должно было появляться в СМИ. То, что в Китае была обнародована эта информация, говорит о том, что, во-первых, в стране работают над решением проблемы доставки необходимого количества войск и техники на Тайвань, а, во-вторых, это своеобразное предупреждение о дальнейших действиях КНР.
Вернемся к высадке в Нормандии. Тогда союзники, обладая огромным флотом из разнообразных десантных кораблей и катеров, поняли, что не смогут доставить на побережье Франции все грузы и технику, которые были необходимы для продвижения вглубь территории. Выход был найден в плавучих причалах. После захвата береговой полосы, когда сопротивление немецких береговых батарей было сломлено, к побережью подвели множество специальных понтонов и барж. Из них, на расстоянии нескольких сотен метров от берега делали мобильные пункты выгрузки в море. От берега шла цепочка понтонов, заканчивающейся большой баржей, к которой подходили транспорты с техникой и личным составом. Тогда союзники называли такие мобильные мини-порты «Гаванями Малберри» Таким образом, на территорию Франции был переброшен экспедиционный корпус союзников.
В случае направления Китаем на Тайвань военных кораблей, Америка обещает моментально запустить множество морских и воздушных беспилотников, для выигрыша времени в целях осуществления более мощного ответа, сообщил командующий американским Тихоокеанским флотом.
В Интернете есть сайт Naval News, который рассказывает о новинках в ВМФ разных стран. Известный независимый военно-морской аналитик Х. И. Саттон, который использует спутниковые фотографии, и пишет для Naval News. Он сообщил, что в Китае, на верфи в Гуанчжоу строятся необычные баржи с выдвижными опорами. Баржи конструктивно несколько отличались друг от друга. Верфь, на которой производится строительство, является дочерней компанией Китайской государственной судостроительной корпорации – CSSC. Изначально было не понятно их назначение. Такие баржи, с опорами, которые опускаются на дно для обеспечения дополнительной устойчивости конструкции, могут использоваться для каких-то целей недалеко от берега, где небольшие глубины. Очень похожую конструкцию использовали американцы, когда сделали временный пирс для увеличения потока гуманитарной помощи в секторе Газа в 2024 году. После осознания этой похожести, у военно-морских аналитиков возникли определенные подозрения. Хотя, такого рода конструкции применяются в портах многих стран, в том числе и китайских как своеобразные проставки между причалами и паромами, или ролкерами – судами для перевозки колесной техники – для облегчения её погрузки и выгрузки.
Но затем последовали несколько фотографий, выложенных китайскими государственными СМИ. На них изображены гражданские ролкеры, которые пришвартованы к таким баржам, которые, в свою очередь, соединены понтонами с берегом. Догадаться, чей это берег, нетрудно. Длина такого причала может достигать до 600 метров. Эти фотографии произвели эффект разорвавшейся бомбы. Стало ясно, каким способом Китай будет переправлять на Тайвань основную часть группировки вторжения. Пентагон снова не угадал. В ежегодном отчете американского военного ведомства о развитии военной мощи Китая сказано: «В последние годы амфибийный флот КНР сосредоточился на приобретении небольшого количества океанских десантных кораблей-доков LPD и десантных кораблей-амфибий LHA. В настоящее время нет никаких признаков того, что КНР значительно увеличивает количество танкодесантных кораблей и десантных судов среднего размера». Другими словами, американские адмиралы сообщали, что возможности китайского десантного флота велики, но ограничены. И их не хватит для высадки на остров больших контингентов войск и техники. В части планов строительства десантных кораблей они оказались правы, а способ, которым НОАК решит задачу, не угадали.
Правда, в этом вопросе нужно сделать одно, но очень важное примечание. Дело в том, что не все гражданские паромы и ролкеры могут перевозить тяжелую военную технику. Такое требование должно быть заложено ещё на стадии проектирования судна. Это требование делает паром более дорогим в постройке, поэтому в наше время многие судоходные компании строят паромы только для гражданской техники. В Советском Союзе все проекты паромов и ролкеров строились с учетом возможности перевозки тяжелой военной техники. Можно вспомнить историю из далекого уже 2006 года, когда в феодосийский порт была завезена американская техника и личный состав для строительства в Феодосии военной базы США и учений с ВСУ. Тогда протесты жителей Феодосии привели к тому, что все планы отменили, и для срочного вывоза техники пришлось фрахтовать российский теплоход «Анатолий Колесниченко» (проект СА-15 тип «Норильск»). Суда этого типа кроме всего прочего, могли перевозить тяжелую военную технику.
Впрочем, в КНР грань между военным и гражданским флотом весьма условна. Все мы помним об использовании Китаем рыболовецких судов в спорах за острова в Южно-Китайском море, а ролкеры RO/RO и паромы все чаще участвуют в учениях в эпизодах, связанных с перевозкой военной техники и высадке десанта.
Заключение
Повторимся, для чего опубликовали фотографии паромов и временных причалов у берега, можно только догадываться. Сегодня американские аналитики пытаются оценить потенциал китайского торгового флота, в частности, паромов и ролкеров, по возможности переброски личного состава и техники. Ведь до этого, официальный Пентагон декларировал, что в КНР нет логистики, позволяющей перебросить большое количество войск и техники на Тайвань. Теперь такая логистика продемонстрирована. До 2027-2030 года осталось не так уж много времени.