Известный режиссёр призвал ввести квоты на прокат в России американских фильмов, а для тех, которые всё же выйдут на экраны, установить денежные сборы. Таким образом, объясняет Михалков суть инициативы, можно будет профинансировать отечественную киноиндустрию, чтобы та смогла опередить Голливуд. Вот только возникают большие сомнения относительно того, кому в действительности достанутся деньги.
Предлагает Михалков следующее. Во-первых, допускать к прокату в России только определённое количество голливудских фильмов. Во-вторых, установить для них «входной взнос» в размере 5 млн рублей. А также направлять 10% от заработанной иностранной картиной суммы на финансирование российской киноиндустрии. По словам Михалкова, его идею уже поддержали в администрации президента и Министерстве культуры.
Разговоры о том, что голливудскую продукцию следует прижать к ногтю, появились не просто так. Как отмечают в Ассоциации владельцев кинотеатров, американские студии потихоньку возвращаются в Россию. Прокатчики только этого и ждут. Уход голливудских студий стал для них серьёзным ударом: посещаемость кинотеатров серьёзно упала. По итогам первого квартала было продано всего 39,3 млн билетов, что стало самым низким показателем за последние три года.
С тем, что отечественное кино надо поддерживать, никто не спорит, однако предлагаемые инициативы выглядят неоднозначно, отмечают эксперты. Да, система квотирования для голливудской продукции существует во Франции и в Китае. Но для того чтобы обеспечить кинотеатрам прокат, нужно иметь достаточное количество собственных картин. А с этим пока что беда – как признавала год назад глава Минкульта Ольга Любимова, для стабилизации ситуации на рынке кинопроката нужно снимать минимум на 50 фильмов больше. Впрочем, проблема даже не в этом, поясняют представители отрасли. В России пока что не научились снимать кино, которое будет гарантированно обеспечивать сборы. «Когда первый фильм на уикенде показывает за четыре дня 53 млн рублей, это катастрофа, выживать при таких сборах кинотеатры не могут. Для нормального функционирования картина, которая занимает первое место, должна собирать хотя бы 200 млн рублей», – комментировал выход на экран разрекламированного «Кракена» член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев. А теперь вопрос: если отечественные студии получат приоритет перед голливудскими коллегами, кто даст гарантию, что они не начнут гнать откровенный шлак? Всё равно ведь фильм поставят в прокат.
Конечно, тут могут возразить – мол, зачем же сразу утрировать, ведь дорогу на экраны смогут получить молодые талантливые режиссёры. А реализовать себя им как раз помогут деньги, взятые от выручки американских фильмов. Что ж, пока неизвестно, кто и каким образом будет администрировать сборы и распределять средства, но перед глазами пример работы Фонда кино, выдающего гранты на съёмку фильмов, в том числе безвозвратные. Ещё в 2019 году Счётная палата констатировала: система распределения средств вызывает вопросы – голосовать за выделение денег могут лица, связанные со студиями – получателями грантов. Например, одним из регулярных победителей конкурсов является студия ТРИТЭ Никиты Михалкова. При этом главой экспертного совета Фонда кино выступает гендиректор студии Леонид Верещагин.
Кроме того, если во Франции размер гранта для режиссёра зависит от того, насколько успешным оказался в прокате его предыдущий фильм, то российские правила этого не учитывают. И самое интересное: как выяснили аудиторы, до 60% от сметной стоимости фильмов было в итоге отправлено в кипрские офшоры. Так какие есть основания полагать, что деньги, собираемые от проката голливудских фильмов, пойдут по назначению? А ведь введение такого налога приведёт к повышению цен на билеты. То есть за чью-то возможность прикоснуться к деньгам заплатят все россияне.
Нельзя не вспомнить здесь и другую инициативу Михалкова. Ещё в 2009 году он пробил так называемый налог на болванки. С тех пор Российский союз правообладателей, президентом которого является режиссёр, получает 1% от оборота производителей и импортёров любой техники, позволяющей копировать и воспроизводить аудио- и видеозаписи. Заявлялось, что деньги собираются в пользу авторов музыки. При этом РБК сообщало, что в 2018 году союз получил 4,4 млрд рублей, из которых музыкантам досталось только 2,8 миллиарда. Остальное, видимо, прилипло к рукам сборщиков средств. Не получится ли так же и с деньгами для кино?