Версия // Бизнес // Не может быть лучшего экономического стимула, чем победа над Covid-19

Не может быть лучшего экономического стимула, чем победа над Covid-19

7400

Перезагрузка ответа на пандемию

В разделе

Несложно усмотреть ошибки в ответе США на Covid-19. Отрицание, промедление, политическая борьба и системные сбои привели к гибели более 100.000 человек в США и усугубили социально-экономический кризис. Более 40 миллионов рабочих - каждый четвертый - подали заявки на пособие по безработице. Теперь американцам говорят, что страна, хоть и не готова, должна вернуться к «нормальной жизни».

Большая часть проблем была предотвратимой, теперь же только демократы пытаются - по сравнению с республиканской оппозицией – «залатать» прорвавшуюся сеть социальной безопасности в США посредством прямой поддержки безработных, бедных, уже больных и других граждан. Но демократы тоже не стали призывать правительство США направлять и платить частному сектору за производство товаров и услуг, которые необходимы обществу, но которые сам рынок не может и не будет поставлять.

Заявление о том, что государство должно начать «поставлять товары», вызывает ассоциации с СССР, когда чиновники определяли, какой стиль, форму и даже размер обуви следует производить. У государства явно нет ресурсов, чтобы повлиять на рынок частных товаров. Это приводит только к искусственному дефициту, свойственному для командной экономики. Но и в капиталистических экономиках правительства играют непосредственную роль в предоставлении определенных товаров.

Общественные блага - например, национальная оборона - должны предоставляться государством. На самом деле в США не государственный сектор производит оборонные товары, а правительство выдает заказы частному сектору. Использование закона об оборонном производстве США (DPA) 1950 года, созданного по образцу законов о военных полномочиях, которые позволили президенту Франклину Рузвельту управлять экономикой во время Второй мировой войны, не редкость. Военные размещают около 300.000 заказов каждый год в соответствии с DPA, эта практика сохранилась и при нынешнем президенте Дональде Трампе.

Но администрация Дональда Трампа неохотно полагается на DPA для борьбы с Covid-19. Он использовался только в отдельных случаях, например, когда 3M указывал на приоритетность госзаказов на маски N95 и запретил экспортировать их, или когда General Motors начала производство ИВЛ.

Администрация Трампа использовала DPA одновременно слишком интервенционистским и недостаточно интервенционистским способом. Использованный подход можно назвать жестким руководством и управлением, а примером его использования служат указания компаниям 3M и GM. Правительство прямо указало частному сектору, чем ему заниматься.

Намного деликатнее было бы распоряжаться огромными полномочиями государства: правительство создает стимулы для частного сектора производить товары, приносящие пользу обществу. Германия, например, использовала гарантии государственных закупок как часть гораздо более широкого пакета поддержки. Цель ясна: не дать команду компаниям производить медицинское оборудование, а подтолкнуть их, обеспечив надлежащие стимулы.

Ничто из этого не должно понижать уровень инноваций и предпринимательскую изобретательность. Все должны аплодировать ликероводочному заводу, который переходит с производства спирта на дезинфицирующее средство для рук, или производителю фильтров для кофе, который стал выпускать защитные маски. Но ясно, что рынок без надлежащих стимулов, не производит достаточного количества средств индивидуальной защиты и терапевтических препаратов.

По теме

Правительство США ничуть не уступает Германии. В соответствии с разделом III DPA, оно имеет тот же инструмент в своем распоряжении: федеральные гарантии покупки. Нежелание использовать его отражает опасную идеологическую путаницу.

Защитные маски, ИВЛ и вакцины не являются ни частным, ни общественным благом. Они не похожи на обувь: личное предпочтение фиолетовых туфель может оскорбить модные чувства других, но в остальном не создает никаких внешних, отрицательных или положительных эффектов. И они не похожи на воздух, неконкурирующее и обязательное общественное благо. Защитные маски, ИВЛ и вакцина являются социальными благами: их обеспечение приносит пользу обществу, и правительство должно без колебаний обеспечить их поставку в необходимых количествах.

Чаще всего предоставление социальных товаров требует сильных государственных стимулов для частного сектора. Ответ на Covid-19 не единственный пример этого. То же самое касается и технологий для смягчения или адаптации к изменению климата, еще одной системной проблеме, которую частный сектор сам по себе не решит.

До сих пор ответ федерального правительства США представлял собой серию упущенных возможностей, начиная с неспособности адекватно подготовиться к выявлению заражений и сдерживанию пандемии, а также к решению проблемы экономических последствий. Это касается первого законопроекта об оказании помощи на сумму $2 трлн, в котором не предусматривалось выделение средств на создание правильных стимулов для мобилизации сил частного сектора для борьбы с экономическим коллапсом. В конце концов не может быть лучшего экономического стимула чем победа над Covid-19.

Достижение этого результата, как и решение проблемы изменения климата, требует переосмысления роли правительства. Командная экономика в советском стиле не работает в обычных условиях. Но, как ясно показывает кризис Covid-19, капиталистическая экономика в американском стиле не способна справиться с обеспечением общественными товарами, в которых люди нуждаются. Для их обеспечения требуется активное государство, которое серьезно относится к частному сектору.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.06.2020 11:00
Комментарии 0
Наверх