Версия // Культура // «Не беспокойся, дорогая» и «Средневековье» – наш обзор новинок кино этой недели

«Не беспокойся, дорогая» и «Средневековье» – наш обзор новинок кино этой недели

4971

Золотая клетка

«Не беспокойся, дорогая» и «Средневековье» – наш обзор новинок кино этой недели
В разделе

На этой неделе в российских кинотеатрах выходят: скандальный триллер от Оливии Уайлд «Не беспокойся, дорогая», а также чешская историческая военная драма «Средневековье».

Не беспокойся, дорогая

(18+)

Реж. – Оливия Уайлд

В ролях – Флоренс Пью, Гарри Стайлс, Крис Пайн, Оливия Уайлд, Кики Лэйн, Джемма Чан, Ник Кролл, Сидни Чендлер, Кейт Берлант

Производство – США

Триллер, снятый популярной голливудской актрисой Оливией Уайлд. Это её вторая режиссерская работа после комедии 2019 года «Образование».

Действие фильма происходит в 50-х годах прошлого века, в пустынной части Калифорнии. Элис (Флоренс Пью) и Джек (Гарри Стайлс) живут в роскошном доме в новом элитном загородном районе. Джек работает над перспективным проектом «Победа», как и все их соседи-мужчины. Пока мужья на работе, их жёны проводят дни в своё удовольствие в роскоши и развлечениях. Но когда Элис начинают мучать странные видения, она начинает подозревать, что причиной этому становится тот самый проект «Победа». Пытаясь разобраться в чем дело, девушка не предполагает, до каких тайн ей предстоит докопаться.

Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале, правда, вне конкурса. И уже там местные кинокритики поспешили наградить ленту не самыми лестными отзывами. Хотя, хайп вокруг этого фильма начался еще задолго до премьеры. Сказались скандалы на съемочной площадке: отставка Шайи ЛаБафа с главной роли, конфликт между Флоренс Пью и Оливией Уайлд, сплетни о романе Уайлд с Гарри Стайлзом... Поэтому, далеко не самый заметный и перспективный проект был горячо ожидаем многими киноманами, а также армией фанатов Гарри Стайлза (экс-солист мегапопулярного бойз-бэнда One Direction). И, как зачастую происходит, шумиха вокруг проекта оказалась более интересной, чем сам проект.

Фильм сходу бросает зрителя в атмосферу Америки эпохи 50-х годов, с присущей тому времени модернисткой эстетикой, винтажностью и стилем. Всё, что окружает главных героев, да и они сами – образец счастливой семейной жизни. И всё было бы также хорошо и гладко. Пока главная героиня не начала подозревать окружающий мир в фальшивой искусственности. Подобная сюжетная завязка далеко не нова – вспомните «Тёмный мир», «Тринадцатый этаж», «Экзистенцию» или банальную «Матрицу». Собственно, «Не волнуйся, дорогая» – это очередная вариация на подобную антиутопическую тему. Только с уклоном в феминизм и насквозь дырявым сценарием.

Само по себе использование заезженной в кинематографе темы не является чем-то однозначным плохим. Но здесь приём с двойным дном использован слишком аляповато, без малейших попыток сделать происходящее более-менее реалистичным. Конкретно разбирать подробности не станем, иначе без спойлеров не обойтись. Догадаться о подоплёке происходящего в первой половине фильма можно уже в самом начале. И это тоже не так плохо, как объяснение происходящего, что дает в финале сам фильм. Развязка просто никудышная, она плохо продумана и спускает все предыдущие немногочисленные заслуги фильма.

Из хорошего здесь можно отметить картинку, которая намеренно кажется чересчур насыщенной, глянцевой, контрастной, а также антураж великолепных 50-х. Также поначалу картине удавалось создавать некоторое напряжение, интригу, подобие саспенса. Но еще до развязки лента умудрилась растерять эти качества из-за слишком томного, растянутого и не особо насыщенного событиями повествования.

Несмотря на разногласия с режиссером, восходящая звезда Голливуда Флоренс Пью неплохо вошла в свой образ. Уайлд пригласила молодую актрису в свой проект под впечатлением от ее роли в хорроре «Солнцестояние», и не прогадала. Не уступил своей партнерше по съемочной площадке и Гарри Стайлз, который до этого снимался у Кристофера Нолана в «Дюнкерке». Поп-звезда в очередной раз показывает, что талантливый человек талантлив во всем. Хотя здесь его персонаж носит противоречивый характер.

Мораль фильм тоже оставляет желать лучшего. Обмазав своё творение толстым слоем феминизма, Оливия Уайлд забыла о самом главном – сделать свою историю интересной. Здесь показана борьба «угнетенной» домохозяйки против «невыносимого» патриархата, который работая день за днём обеспечивает своим женам беззаботное существование. И это подается здесь как нечто негативное, устаревшее и требующее пересмотра. Лента не имеет ни одного однозначно положительного мужского персонажа, зато с женскими здесь всё в порядке. Если бы мужчина-режиссер в наше время снял не гротескную сатиру, (как «Джеки в царстве женщин») а фильм, где все женщины – условное зло, а мужчины борются с ними за собственную свободу и право на жизнь, его бы в лучшем случае просто отменили.

Эпикриз: к сожалению, Оливия Уайлд не смогла снять убедительный триллер с грамотной социальной повесткой. Фильм обеспечит себе кассу за счет многомилионной армии фанаток Гарри Стайлза, но мы к просмотру рекомендовать его не станем – из-за сценарных просчетов картина трещит по швам.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Не беспокойся, дорогая» (2022), реж. – Оливия Уайлд.

Средневековье

(18+)

Реж. – Петр Якл

В ролях – Бен Фостер, Софи Лоу, Майкл Кейн, Тиль Швайгер, Роланд Мёллер, Мэттью Гуд, Уильям Моусли, Карел Роден, Вернер Даен

Производство – Чехия

Историческая военная драма чешского производства. Снял фильм Петр Якл, популярный у себя на родине актер и режиссер («Каинек», «Упырь»). Оригинальное название ленты – «Ян Жижка». На сегодняшний день это самый дорогой чешский художественный фильм с бюджетом $23 млн.

Действие фильма происходит в конце XIV века на территории Священной Римской империи, в Богемии. Ян Жижка (Бен Фостер) – командует небольшим отрядом наёмников. Его нанимают на опасное политическое задание – похитить Катерину (Софи Лоу) – племянницу французского короля, которую хотят выдать замуж за одного из крупных имперских феодалов – лорда Розенберга (Тиль Швайгер). Оказавшись втянутым в эту авантюру, молодой Ян Жижка переходит дорогу главному претенденту на императорский престол Сигизмунду (Мэттью Гуд).

Ян Жижка – национальный чешский герой и, по совместительству, один из величайших полководцев всех времен и народов. За свою жизнь Жижка не проиграл ни одного сражения, даже когда силы соперника превосходили его в несколько раз. Личность по истине мирового масштаба. Не удивительно, что на его исторической родине снято немало экранизаций по мотивам его ратных подвигов. И еще больше написано – как научных монографий, так и художественных произведений.

Петр Якл пробрался в Голливуд еще лет двадцать назад. В основном играл эпизодические роли, но вернувшись в Чехию решил сесть в режиссерское кресло. Нельзя сказать, что в этом плане он проявил себя как выдающийся постановщик, но как-то сумел выбить финансирование своего проекта. По его словам, о бравых подвигах Яна Жижки уже было снято ранее, и Петр Якл выбрал для своего фильма сюжет становления героя. То есть, относительную молодость Жижки, о которой историкам однозначно ничего не известно. Поэтому многое в этой картине является художественным вымыслом. Тем не менее мы уже знаем пример шикарной исторической военной картины, где очень много не является правдой – «Храброе сердце» Мэла Гибсона. Удалось ли Яклу приблизиться к творению Гибсона?

Если коротко, то скорее нет. «Средневековье» получилось весьма спорным продуктом, в котором некоторые компоненты можно похвалить, но всему фильму целиком многого не хватает.

Что бросается в глаза только при взгляде на постер? Правильно, актерский состав, который здесь ну никак не свойственен европейскому кинематографу (говоря европейское кино мы акцентируем на материковой Европе, не беря в расчет Великобританию). Набор актеров в фильме действительно незаурядный: английский ветеран Майкл Кейн и его соотечественник Мэттью Гуд, голливудский мастер второго плана Бен Фостер, германский самородок Тиль Швайгер. Видимо, создатели смекнули, что на фильм с названием «Ян Жижка», да еще местным кастом никто за пределами Чехии в кинотеатры не пойдет. Поэтому зарядили обойму именитых актеров. Но, скажем честно, за исключением Бена Фостера, никто из них не имеет более десяти минут экранного времени. Зато Фостеру дали главную роль. Актер уже очень давно зарекомендовал себя как превосходного исполнителя второстепенных ролей (к нашему сожалению, пока не отмечен Оскаром). Здесь Фостер играет национального чешского героя, и делает это самоотверженно и натурально, но без искры. То ли сам актер опасался показать своего героя с неподобающей стороны, то ли это замысел режиссера, но Жижка по фильму получился не особо выдающимся с эмоциональной точки зрения персонажем.

Что касается самой истории, то, боимся, вымысла здесь больше, чем правды. И это само по себе не плохо, но зная биографию Жижки, можно было бы снять куда более эффектный фильм про его бравые сражения. Но создатели решили снять кино о его ранних похождениях, показать эволюцию своего героя, как он пришел к тому, кем стал. И здесь фильм косолапо идет по проторенной тропе исторических драм, местами копируя то же «Храброе сердце». Притянутая за уши любовная линия, даже будучи полностью вымышленной, не смогла показаться убедительно. При этом создатели то ли намеренно, то ли нет, попытались закрутить и усложнить историю, ограничившись несколькими предложениями во вступлении. Остальное зритель должен домысливать сам по ходу фильма. И ладно мы, люди имеющие небольшое представление об истории того времени и Гуситских войнах, в частности. Но человек не понимающий, что, где и когда происходит толком из этого фильма не поймет ничего. Кроме скупой штампованной истории главного героя.

Тем не менее, хоть история вышла банальной и местами даже скучной, отметим стремление создателей к реализму. Здесь нам вновь показывают картину грязного средневековья. Но в данном случае ругать фильм мы не станем, потому что действие фильма почти полностью происходит в полевых условиях. А увидеть опрятного и чистого солдата, месяцами пребывающего среди гор и лесов в погонях боевых столкновениях, да еще в то время, согласитесь, не такое частое явление.

В плане аутентичности костюмов и декораций выглядит фильм не хуже прошлогодней «Последней дуэли». Чешские леса, горы, замки и поля прекрасно дополняются костюмами и доспехами тех времен. О полном соответствии военной истории пусть спорят историки, на наш взгляд, всё выглядело вполне уместно. За сцену первого применения вагенбурга отдельное спасибо. Но к сожалению, масштаб действия оставляет желать лучшего. Этим фильм сможет разочаровать ту часть аудитории, которая наслышана о Яне Жижке. Никаких крупных баталий, героических побед легендарного полководца, ни прорывов и осад, ничего подобного вы здесь не увидите. Максимум это пара десятков человек, сумбурно размахивающих оружием в задымленном лесу. И это, пожалуй, самый существенный минус данной ленты, которая должна была бы стать масштабным, драматичным историческим эпиком.

Кстати, о драме. Создатели специально привнесли в сюжет любовную линию, дабы нагнать драму. Но из-за слабого раскрытия главного героя создается ощущение, что сделано это для галочки, без осознания, работает местная драма или нет. А она на деле не работает. Трагедии из фильма не вышло, как и исторического боевого эпика.

Эпикриз: для такой исторической фигуры как Ян Жижка «Средневековье» слишком простой, локальный и тесный фильм. Если взять это кино как первую часть будущей трилогии (или квадрилогии) о бравом полководце, то, в принципе, получилось сносно. Но как отдельное самостоятельное произведение, фильм Петра Якла выглядит очень плохо.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.10.2022 17:00
Комментарии 0
Наверх