Версия // Общество // Начинается битва за деньги и умы геймеров

Начинается битва за деньги и умы геймеров

1861

Большая игра

Начинается битва за деньги и умы геймеров (фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ)
В разделе

Власти усиливают контроль за рынком видеоигр. Мотивы декларируются чисто идеологические – «недопущение искажения представлений о месте и роли России в мире». Однако те, кто займётся созданием «правильных» игр, судя по всему, руководствуются более меркантильными соображениями: на кону стоит рынок с объёмом более 100 млрд рублей.

Сейчас рынок компьютерных игр делят между собой несколько крупных игроков. При этом они не только предлагают игры собственной разработки, но и выступают в роли дистрибьюторов. Крупным спонсором игровой индустрии выступает близкий к государству Институт развития интернета. Но пока его транши распыляются между множеством мелких проектов.

Выехали на танках

Лидером российского рынка компьютерных игр после ухода транснациональных игроков является компания «Леста Игры». В 90-е она начинала с производства рекламы и спецэффектов для кино, за игры взялась в начале нулевых, при этом главным её коньком стали военно-исторические стратегии. Одним из первых успешных проектов стала игра «Антанта», в которой игрок погружался в обстановку Первой мировой войны, а также «Смутное время» – как следует из названия, она была посвящена событиям XIV–XVII веков на Руси.

После кризиса 2008 года российская «Леста» влилась в структуру белорусской компании Wargaming.net, которая, в свою очередь, стала транснациональной. Главные продукты Wargaming.net – известные многим «Мир танков» и «Мир кораблей», а также мобильная версия «танчиков» Tanks Blit. Однако после весны 2022 года и начала санкционной войны Wargaming.net и «Леста» «развелись». Первая, переехав на Кипр, осталась работать на мировом рынке, а вторая теперь обеспечивает доступ к «танкам» и «кораблям» на территории России и Белоруссии. По итогам прошлого года «Леста» озвучила небывалую для себя сумму выручки – 22 млрд рублей. Компания купила новый офис в Москве, открыла масштабный наём сотрудников и анонсировала новые игровые проекты. Компанию контролирует основатель бизнеса Малик Хатажаев. В юности он успел окончить Ленинградское высшее инженерное морское училище и считается основным идеологом проекта «Мир кораблей».

От «Одноклассников» до «стрелялок»

Тем временем на роль лидера российского рынка открыто претендует и недавно заявившая о себе компания Astrum Entertaiment. Её родословная, связанная с холдингом VK, заслуживает отдельного рассказа.

Исторически ядром крупнейшей российской цифровой империи была соцсеть «ВКонтакте», созданная Павлом Дуровым. После того как Дуров был выдавлен из этого проекта, контроль над ним заполучил холдинг USM Алишера Усманова. Затем цифровая бизнес-империя стала обрастать активами словно снежный ком. В состав VK помимо «ВКонтакте» вошли соцсети «Одноклассники» и «Мой мир», почтовый сервис Mail.ru, сервис частных объявлений «Юла», служба доставки Delivery Club, агрегатор такси, каршеринга и кикшеринга «Ситимобил»… Несмотря на разнообразие активов, примерно треть выручки холдинга обеспечивало его игровое подразделение My.Games (оно было сформировано путём активной скупки российских разработчиков компьютерных и мобильных игр).

В 2021 году новыми бенефициарами VK вместо USM стали «Газпром-Медиа» и группа «СОГАЗ» (в её совете директоров председательствует президент «Газпрома» Алексей Миллер). Тогда же кресло гендиректора VK получил бывший вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко (сын замглавы администрации президента Сергея Кириенко). А в 2022 году VK продал My.Games. Сумма сделки составила 642 млн долларов, компания ушла новому владельцу с огромным дисконтом (до начала санкционной войны бизнес My.Games оценивался в 4–5 млрд долларов, весной 2022 года – в 1 млрд долларов). Покупателем выступил управляющий партнёр венчурного фонда Leta Capital Александр Чачава. При этом, по данным источников Forbes, в распоряжении Чачавы не было столько денег, так что он мог быть, по сути, только фронтменом этой сделки. Кто стал истинным бенефициаром? Учитывая, что VK теперь фактически находится под государственным контролем, вопрос выглядит интересно.

По теме

В конце 2022 года My.Games объявила, что уходит из России. Одновременно компания совершила такой манёвр: российская часть бизнеса перешла под контроль совместного предприятия Astrum Entertaiment. Отраслевые СМИ утверждали, что СП находится под контролем давно работающей на российском игровом рынке компании Innova, следы бенефициаров которой теряются на Кипре. Astrum Entertaiment имеет права на полтора десятка игр, самой популярной среди них считается WarFace. Это «стрелялка», действия которой разворачиваются в недалёком будущем.

Кстати, компанию Innova также можно назвать одним из самых заметных игроков на игровом рынке России. Она уже полтора десятка лет занимается локализацией в России и СНГ игр мировых производителей. Доступ к этим играм осуществляется через принадлежащую Innоva платформу Фогейм. Новинка 2023 года здесь – игра Aion Classic. Задача игрока – силой оружия и не только восстановить мир между элийцами и асмодианами, которые некогда жили в единой стране Атрее, но затем начали враждовать. Игра разработана южнокорейской компанией NCsoft.

Игровой госсектор

Тем временем к созданию компьютерных игр интерес стали проявлять не только коммерческие структуры. Речь прежде всего об Институте развития интернета (ИРИ), который был создан в 2014 году при поддержке Вячеслава Володина (в то время курировал внутреннюю политику в администрации президента). В число учредителей института входят несколько госструктур, включая правительство. Организация получает солидные транши из бюджета. Например, в 2021 году институт получил 7 миллиардов. Этими деньгами предполагалось профинансировать 200 интернет-проектов, ориентированных на молодёжь. Было обещано, что в 2022 году объём финансирования вырастет в полтора раза. Более свежих данных нам найти не удалось. Однако, по данным деловых СМИ, в 2022–2023 годах ИРИ выделил примерно полмиллиарда рублей одной только новосибирской студии Cyberya Nova. Деньги пошли на создание игры под названием «Смута». По её сюжету русский князь Юрий Милославский вместе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым развернёт войну против польских интервентов.

ИРИ финансирует целый ряд подобных проектов. Например, игру «Денис Давыдов», где игроку нужно будет воевать за русских партизан в войне 1812 года. Также было обещано в этом году представить геймерам игру «Спарта». Она посвящена членам некоей ЧВК, которые воюют в интересах России в неназванной африканской стране.

Конкретно

Для контроля за видеоиграми в России создаётся межведомственная комиссия под председательством помощника президента Владимира Мединского. В её состав войдут представители ФСБ, МВД, СВР, государственных СМИ и других структур. Сейчас на игровом рынке считают, что произведённые в России игры будут проходить своеобразный «худсовет» и получать соответствующую маркировку (закон о маркировке видеоигр находится в разработке). Кроме того, официально объявлено, что комиссия Мединского должна пресекать неконтролируемое распространение игр, которые создают «искажённое представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.05.2024 12:00
Комментарии 0
Наверх