// // Мощное расследование в фильме «Справедливость или хаос» - пример настоящей журналистики

Мощное расследование в фильме «Справедливость или хаос» - пример настоящей журналистики

1604

Вы победили – я умолкаю

4
В разделе

«Версия» продолжает знакомить своих читателей с фильмами, посвященными расследованиям и журналистам-расследователям. «Справедливость или хаос» - кино на основе реальных событий, произошедших во Франции в середине «нулевых». Центральное место в повествовании занимает битва за правду, которую ведет настоящий журналист против коррупции на государственном уровне. На фоне громких коррупционных скандалов мы хотим познакомить читателей с кратким обзором на это действительно хорошее кино.

По жанру «Справедливость или хаос» - это детективный триллер, представляющий собой журналистское расследование. В оригинале фильм, как раз, так и называется - «Расследование», а снят он тремя европейскими странами – в основном Францией, Бельгией и Люксембургом. Поставил картину Венсан Гаренк - малоизвестный у нас в стране французский режиссер. В основу сценария легли реальные персонажи и события, произошедшие во Франции в середине «нулевых» годов, хотя сама лента вышла в свет лишь десятилетие спустя – в 2014 году. До российского проката она пока так и не добралась.

Главный герой фильма – горячий журналист-правдоруб по имени Дени Робер, работающий на французскую газету «Либерасьон». Редакция зачастую не выпускает провокационные статьи Робера, что сильно раздражает последнего. И после очередного подобного инцидента Дени импульсивно покидает редакцию. Оставшись без работы, наш герой решает воплотить в жизнь свою давнюю мечту – написать книгу в стиле журналистского расследования. Темой он выбирает (на тот момент не столь животрепещущую, как теперь) - банковские махинации фирмы «Clearstream». В ходе расследования Робер выясняет, что долгие годы «Clearstream» переводила огромные суммы денег на определенные счета, после чего удаляла отчет об операции из реестра. Общение с бывшими сотрудниками банка, изучение документов, а также новые знакомства с немногочисленными людьми, готовыми помочь в этом трудном деле, показывают Дени истинный масштаб «отмывания» денег не только во Франции, но и во всей Европе. Помимо всего прочего, в этом оказываются замешаны самые высокопоставленные чиновники министерства экономического развития и обороны, среди которых - претендент на пост президента страны.

«Справедливость или хаос» - это хороший образец кино о работе настоящего журналиста; по своей структуре очень похожее на фильмы «В центре внимания», «Правда», «Вся президентская рать» или «Свой человек». Начав с небольшой зацепки, журналист не представляет себе, насколько крупная рыба его ожидает. По кусочкам собирая информацию, вникая в непонятные для него самого дела, настойчиво добывая сведения, герой стремится показать людям истину, то, что все «соучастники» хотели бы оставить в тени. И в определенный момент фильма, перед зрителем встанет вопрос – сможет ли Робер выловить эту рыбку, или огромный Левиафан уничтожит героя-одиночку, бросившего вызов сильным мира сего. Картина даст ответ на этот вопрос - ответ реальный и закономерный.

С художественной точки зрения лента смотрится вполне стандартно для представителя своего жанра – множество имен и действующих лиц, фактов, наименований, в которых можно с легкостью запутаться, потеряв нить повествования. На всем протяжении ленты, зритель не должен отключать голову, расслабиться под этот фильм у вас не получится. «Справедливость или хаос» рассчитан на думающего зрителя, что объясняет его отсутствие в нашем прокате, вместо чего картину лишь показали по Первому каналу в ночное время. Фильм смотрится на одном дыхании, во многом благодаря режиссеру, который добавил динамики и разбавил изложение сухих фактов интригой и драматизмом. Возможно, даже драмы здесь больше всего, ведь события, изложенные в фильме, далеки от нашего зрителя, как хронологически, так и территориально. Поэтому здесь куда проще начать сопереживать храброму герою, который сильно копает под правительство, но не замечает, что вырыл свою могилу (в переносном смысле). Из актеров выделить кого-то, кроме главного героя, нельзя – второстепенных персонажей много и всем отведено не так много времени. Зато Жилль Леллуш, исполнитель главной роли, может впечатлить – создал на экране образ человека до конца преданного своему делу, ставшего его страстью. Герой Леллуша не раздумывает над тем, стоит ли ставить все на карту и продолжать идти против системы, он опрометчиво бросается в море хаоса ради справедливости. А противостоит нашему герою большая часть французского общества (даже одноклассники его дочери издеваются над ней из-за отца) и все правительственные структуры. Военное министерство не хочет открыть ему свои операции о закупках, скрывая их за грифом «секретно», что лишает его расследование ключевых доказательств.

Платоновская сентенция «Рука руку моет» как нельзя лучше характеризует коррумпированные властные структуры, как показанные в фильме, так и реальные, европейские и американские, российские и китайские. Этот принцип незыблем и стар. Стоит оступиться одному, и он может увлечь за собой остальных. Поэтому так сложно, тем более в одиночку, бросать вызов целому государству. Вспомните Джулиана Ассанжа, или Эдварда Сноудена – в их судьбе мало завидного. И если Сноуден нашел пристанище и поддержку в России, то Ассанжу повезло куда меньше – несколько лет он вынужден прятаться на территории посольства республики Эквадор, не имея возможности даже выйти на улицу. А ведь только благодаря таким людям, отважным храбрецам, можно получить те немногие капли правды; той правды, которой уже почти не осталось на экранах телевизоров, в радиоэфире или на страницах газет. Без подобных энтузиастов многие и многие «темные делишки» власть имущих оставались бы засекреченными, давая им повод еще больше злоупотреблять своими полномочиями.

Тема коррупции, а конкретно «теневого рынка» (на чью долю по разным оценкам приходится около 1/8 всего мирового финансового потока) очень животрепещуща уже многие годы. Последний громкий «выстрел» произвели ребята из ICIJ, опубликовав информацию из так называемых «Панамских архивов». Это вызвало огромный резонанс в мире: в отставку подали премьер-министр Исландии, министр промышленности Испании, глава австрийского банка. Но у нас в стране эти разоблачения вызвали максимум смех и негодование; видимо, так повелось.

Фильмы, подобные «Справедливость или хаос», «Вся президентская рать» или «В центре внимания» надо снимать как можно больше, освещая работу настоящих журналистов с большой буквы. Люди должны понимать всю ценность подобных сведений, а также осознавать огромный, опаснейший труд тех, кто все это делает.

«Я начал это журналистское расследование искренне, от чистого сердца, но теперь должен признать, что дело оказалось неподъемным, это игра не на равных. Я попал в порочный круг – чем сильнее нападает Clearstream, тем больше я отбиваюсь. Чем больше я отбиваюсь, тем активней они нападают. И все эти судебные процессы, отнимающие деньги, время, и душевные силы ни к чему не ведут. Все бессмысленно. Поэтому я решил больше не выступать публично по этому вопросу. Я сдаюсь. Вот так. Это чистая победа Clearstream, его руководителей и его юристов, его адвокатов, банкиров и администрации. Это победа финансов, это победа цензуры, это победа сегодняшних реалий. И так, господа, вы хотели, чтобы я замолчал? Вы победили – я умолкаю»
Опубликовано:
Отредактировано: 25.09.2016 17:17
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх