Решение ведомства Романа Старовойта позволит авиакомпаниям сэкономить на количестве лётчиков и решить кадровую проблему, которая в последнее время остро стоит в гражданской авиации. Тем временем сами пилоты пытаются объяснить: такая потогонная система приведёт к снижению безопасности полётов.
О разработанном Минтрансом проекте приказа, устанавливающего новый режим труда и отдыха лётного состава, сообщили «Известия». Документ определяет, что продолжительность полётного времени не может превышать 90 часов в течение 30 календарных дней. Сейчас максимальная норма составляет 80 часов.
Инициативу Минтранса уже раскритиковали в Профсоюзе лётного состава России.
«Это очень большая нагрузка на членов экипажей, которая приводит к накопленной усталости и увеличению рисков для безопасности полётов, особенно на коротких рейсах», – цитируют «Известия» вице-президента организации Олега Приходько, уточняя, что при новом режиме работы у пилотов будет всего один выходной в неделю.
В принципе сидеть за штурвалом 90 часов в месяц лётчики могут и сегодня. Однако это определяется в индивидуальном порядке: пилот хочет заработать – берёт сверхурочные. В случае вступления нового приказа в силу продолжительность рабочего времени вырастет у всех – и у тех, кто готов летать больше, и у тех, кто чувствует, что лучше бы отдохнуть; руководство авиакомпании сможет устанавливать режим работы без согласования с пилотами. Нетрудно представить, к чему это может привести. В марте 2016 года при заходе на посадку в аэропорт Ростова-на-Дону разбился «Боинг» авиакомпании FlyDubai – как оказалось, управлявший самолётом Аристос Сократус попал в «психологический клинч» и допустил ошибку. Позже его коллеги рассказали о том, что компания заставляла пилотов работать почти без отдыха. Сократус летал 10 дней подряд, при этом перед вылетом в Ростов даже не успел выспаться.
Со своей стороны, авиакомпании приветствуют нововведение – дескать, оно позволит повысить производительность труда. С этим нельзя не согласиться, хотя уместно предположить, что куда больше руководителей компаний радует другое. Увеличение норм налёта позволит сэкономить на штатном расписании, поскольку в таком случае не придётся дополнительно нанимать лётчиков. А их сегодня и так не хватает. Во время пандемии, когда количество рейсов значительно сократилось, российские перевозчики урезали выплаты лётному составу. В результате месячный заработок у капитанов воздушных судов, которыми являются самые опытные пилоты, упал до 160 тыс. рублей, а у вторых пилотов – до 100 тысяч. После завершения пандемии сразу грянула СВО, в результате чего многие страны закрыли своё небо для российских самолётов. Таким образом количество рейсов снова сократилось, отчего многие пилоты вообще остались без работы. Их тут же принялись звать к себе азиатские авиакомпании, предлагающие несравнимо лучшие условия работы. Как поясняли в профсоюзе пилотов, во Вьетнаме зарплата командира воздушного судна может достигать 12 тыс. долларов в месяц, а в Китае – 25 тысяч.
«Если раньше, до пандемии, зарплата пилотов в России в ведущих компаниях составляла около 70% от среднемировой, то сейчас мы и до 40% не дотягиваем», – пояснял прошлым летом глава Профсоюза лётного состава России Мирослав Бойчук, прогнозируя в 2026–2027 годах обострение проблемы дефицита кадров.
Министр Нидерландов по делам убежища и миграции Марьёлейн Фабер вскоре обратится к местным властям с инициативой увеличить количество мест для размещения украинских беженцев.
Понимая, к чему в перспективе может привести отъезд опытных пилотов, Росавиация решила прекратить их утечку за рубеж. Как сообщали СМИ, «эмиранты» столкнулись с тем, что регулятор отказался подтверждать их лётные сертификаты, отчего они не могли устроиться на новое место работы. Видя, что деваться лётчикам всё равно некуда, авиакомпании поступили ожидаемо. В итоге, как утверждал телеграм-канал «Авиаторщина», пилоты входящей в состав «Аэрофлота» компании «Россия» хотели даже провести пикет, требуя индексации зарплат. А сам национальный перевозчик якобы был вынужден объединять и переносить рейсы из-за нехватки кабинных экипажей, поскольку у многих пилотов уже истекла месячная норма по налёту. «Аэрофлот» тогда опроверг эти сообщения, однако нынешнее решение Минтранса повысить норму показывает, что дыма без огня и правда не бывает.
Впрочем, помимо кнута для пилотов готовят и пряник. Как заявил генеральный директор авиакомпании «Победа» Дмитрий Тыщук, с учётом роста авиаперевозок в мире спрос на российских специалистов будет только расти, в связи с чем нужно задуматься, каким образом удерживать кадры. В качестве такого инструмента Тыщук предлагает использовать льготную ипотеку и распределение с запретом на увольнение.
«Наша система образования готовит высококлассных специалистов за счёт государства, авиакомпании поднимают их профессиональный уровень в ходе эксплуатации, а потом человек уезжает за рубеж. Если человек решает, что он уедет за границу, он выплачивает затраты пропорционально отработанному сроку», – пояснил Тыщук.
Однако пилоты поняли его слова по-своему: получается, возьмёшь льготную ипотеку – уже не сможешь ни уйти туда, где достойно платят, ни покритиковать начальство за ухудшение условий труда. Чем не крепостное право?