Версия // Общество // Кто победит в схватке за патриарший куколь – Алфеев с католиками или Шевкунов со староверами?

Кто победит в схватке за патриарший куколь – Алфеев с католиками или Шевкунов со староверами?

3345

Митрополитика

В разделе

Патриарх Кирилл теряет влияние – по замерам социологов весной его рейтинг оказался на самой низкой отметке за весь период руководства РПЦ. Сказались и украинский провал, и пандемия ковида, во время которой церковь осталась в стороне. Из-за этого всерьёз активизировались «преемники» – митрополиты Тихон (Шевкунов) и Иларион (Алфеев). Причём у обоих, как выясняется, имеются крайне приметные «группы поддержки». Что самое интересное – не из РПЦ.

Четыре года назад президент России неожиданно пошёл на сближение со староверами, отчего его «названный» духовник от РПЦ Тихон по такому случаю оказался задвинут в сторону. Переменам предшествовала двусмысленно истолкованная и отвергнутая духовенством (и паствой тоже) встреча на Кубе патриарха Кирилла и папы Франциска. С латинянами, как выражается молодёжь, «не зашло». Зато стало понятно, что если власть ищет (и находит!) себе новые духовные ориентиры в рамках максимально традиционалистского (чтобы не написать наиболее кондового) православия, то нужно срочно что-то менять в РПЦ, предлагая какую-то актуализацию в рамках обозначенного властью дискурса. И два самых чутких церковных носа, Иларион с Тихоном, первыми уловили модное поветрие, сулившее неизбежные перемены. На тот момент они оба пребывали в условной опале: Тихон – в силу раздражающе беззубой позиции РПЦ по Украине, а Иларион – из-за проваленной кубинской миссии.

Что латиняне, что староверы…

Оседлать новую моду на старообрядцев Илариону с Тихоном было не так-то просто. Всё-таки староверы – ортодоксы из ортодоксов. До недавнего времени раскольники и близко к себе не подпускали коллег из сервильной, по их мнению, РПЦ. Но искушение модой на никонианство и с неба свалившаяся близость к власти не прошли даром. Давеча единоверцы боярыни Морозовой со скандалом передрались, не поделив пост настоятеля в знаковом для старообрядцев храме Рогожской слободы. «В трёх перстах сидит Кика-бес, сие есть кукиш!» – когда-то вразумлял протопоп Аввакум искушаемую никонианами паству, чтобы та не крестилась по-новому, щепотью. Но, как выясняется нынче, и двуперстное крестное знамение не всегда защищает от нечисти. А пока в Рогожской слободе митрополит Корнилий (Титов) и протоиерей Виктор Жельцов, публично скандаля, выясняют, чей храм, раскалывающуюся глыбу российского старообрядчества растаскивают по кусочкам Шевкунов и Алфеев. Как нетрудно догадаться, один из них – «за Корнилия», другой – «за Жельцова».

Первым попытался склонить староверов к «продуктивному сотрудничеству с РПЦ» (оригинальная формулировка!) митрополит Иларион. У Корнилия он, правда, понимания не нашёл, но смог, что называется, удачно зайти с тыла, подружившись с тем же Жельцовым, и не только. Итогом стало февральское сообщение ТАСС: «Причина раскола со старообрядцами устранена! Митрополит Иларион надеется, что рано или поздно мы все воссоединимся в лоне единой церкви». «Какой именно, не сообщается, – иронизируют авторы портала «Старообрядческая мысль». – Но, с учётом ранних высказываний Илариона, нельзя исключать даже католической». Собственно, от церковника, дерзнувшего издать собственный перевод «Символа веры» (из-за исправлений которого и начался раскол при Никоне!), можно было ожидать всякого, но нужно отдать должное деловой хватке митрополита. Взялся он за староверов основательно. Вначале при РПЦ появилась комиссия «по делам старообрядческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством», а затем РПЦ на заседании Синода утвердила немыслимый, с точки зрения староверов, «чин приёма старообрядцев в лоно РПЦ»! «Приёмом в лоно» у Алфеева заведовали двое его приспешников, вместе с которыми он ранее пытался подружить патриарха Кирилла с римским папой Франциском, – Вадим Якунин и Леонид Севастьянов, председатель и член совета директоров фармацевтического ОАО «Протек». Севастьянов при этом – бывший старообрядец. Якунин и Севастьянов – не иначе, как с благословения Алфеева, – в итоге стали соучредителями самозваного «всемирного союза староверов» «Русская вера». Который и попытались «воссоединить» с РПЦ.

По теме

Приз за лучший костюм

Бурная деятельность Якунина и Севастьянова у духовного руководства староверов вызвала, мягко говоря, оторопь. Кто позволил?! Точнее – кто санкционировал?! По идее, подобными промыслами должен был ведать в первую очередь глава РПЦ. Но патриарх Кирилл решительно отмёл все обвинения: мол, он вообще не при делах. Отступил и Алфеев – якобы это была попытка сблизить две близкородственные православные церкви, и только-то. Впрочем, в окружении Корнилия всё поняли и оценили – семикратный рост паствы старообрядцев за последние четыре года не мог остаться не замеченным «официальной» церковью, в известной мере утратившей и влияние, и доверие власти. Ревность, конечно же, грех, но даже духовным особам присущи мирские соблазны. В итоге Алфееву припомнили, как однажды в праздник Покрова Пресвятой Богородицы он отслужил литургию «древнерусским чином» в «экипировке» старообрядца (адепты РПЦ тут же обругали митрополита «ролевиком-реконструктором»). Мол, кто благословил? И куда только смотрел патриарх Кирилл?!

В общем, Алфеева от старообрядцев попросили «отодвинуться» – от греха подальше. Хотя, как видно, свои неформальные отношения с частью из них Иларион сохранил (что нынче мы и наблюдаем в ходе конфликта Корнилия и настоятеля Покровского собора). Поговаривают, что ответственные за объединение со старообрядцами Якунин и Севастьянов вновь переключились на неформальные контакты с римской курией – как пять лет назад, в преддверии встречи двух предстоятелей на Кубе. Не иначе, эти контакты Алфеев намерен задействовать в ходе борьбы за патриарший куколь.

«Церковь единоверцев» – триумф воссоединения РПЦ с РПСЦ?

Но свято место, как известно, пусто не бывает. Наведением мостов между «канонической» и «догматической» православными церквями теперь занимается Шевкунов. Причём делает это с напором, несвойственным даже Алфееву. Издание «Старообрядческая мысль» сообщает, что митрополит Тихон прошлой осенью открыл первый в России «единоверческий приход» в Псковской епархии РПЦ. У Корнилия это назвали «возрождением старообрядчества без старообрядцев». Но если Алфеев создавал квазистарообрядческие структуры, чтобы впоследствии «воссоединить» их с РПЦ, то Шевкунов пошёл дальше, по сути, единолично «воссоединив» две православные церкви не Божьим благословением, но своею собственной властью! По сути, он «воссоздал» «церковь единоверцев», попытка создания которой датируется 1912 годом. Правда, тогда не выгорело, но кто сказал, что терпение и труд на сей раз не перетрут недопонимание паствы? Нужно лишь гнуть свою линию максимально жёстко – что Шевкунов и делает. И если Алфеев в своих радениях опирался на отступника Севастьянова, то Шевкунов привлёк к «возрождению единоверия» инока Даниила (Барановский) – также бывшего адепта РПСЦ. И, кстати, одного из самых ревностных обличителей Корнилия в сближении с синодальной церковью – до того момента, пока Барановский сам не переметнулся в РПЦ (дело было в 2013 году).

По сути, задача митрополита Тихона – продемонстрировать, что многовековой церковный раскол если не преодолён полностью, то вот-вот завершится объединением. При этом желательно повернуть дело так, чтобы две матери-церкви воссоединились, подобно России и Крыму. Понятно, благодаря чьему непосредственному высшему участию – и речь, как вы понимаете, не о Господе. При этом глава государства, понятное дело, ничего такого не санкционировал, да и не мог – хотя его неформальные контакты с митрополитом Корнилием продолжают обеспечивать стабильный рост влияния РПСЦ. Впрочем, посвящённые отмечают, что главная задача Шевкунова в его затее с «церковью единоверцев» – нарастить собственное влияние. В предстоящей схватке за патриарший куколь.

Кстати

А нужно вообще объединять две православные церкви, и если да, то зачем? Затем лишь, что нынче у властей страны мода на «старую веру», которая, как считается, «крепче»? Пока ясно лишь то, что нервные попытки соорудить объединение на пустом месте принесут больше вреда, чем пользы. И вообще, кто сказал, что разнообразие – это плохо? Чем больше конфессий, тем общество более устойчиво, или нет? Одним нужно в тишине помолиться, другим душеспасительных песен попеть в хоре себе подобных. И вообще, людей привлекает разнообразие. Пример – партийная жизнь. Если же всех поедает один монстр – что КПСС, что «ЕдРо», – возникает болото. При объединении православных церквей воленс-ноленс придётся поступиться особенностями, самостью староверов – не вызовет ли это недовольство паствы? РПЦ и так слишком ортодоксальна, даже в сравнении с католиками. Сколько копий сломано в дискуссиях о проведении служб на русском языке, а не на церковно-славянском. А разговоры на тему скамеек, на которые могли бы присесть во время долгих служб пожилые прихожане? Но нет, твердят ортодоксы, никаких перемен! Так есть ли смысл объединяться, если одних это сдерживает, а других – расстраивает?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.06.2021 09:30
Комментарии 0
Наверх