Рынок отечественного ритейла, похоже, оказался на пороге очередного витка монополизации. В сети «Ароматный мир» разгорается корпоративный конфликт, итогом которого может стать смена владельцев бизнеса. Среди возможных интересантов приобретения алкомаркетов называют миллиардера Алексея Мордашова, контролирующего розничную компанию «Лента».
Информации о сути конфликта в «Ароматном мире» в публичное поле пока просочилось не так много. Как удалось выяснить «Коммерсанту», Валерий Задорин, один из основателей и бенефициаров ГК «Ароматный мир», подал иск в Арбитражный суд Москвы к своему брату Павлу Задорину, являющемуся вторым бенефициаром компании. Насколько можно понять, речь идет об оспаривании некоей сделки.
Кроме того, в конце прошлого года Валерий Задорин также подал иск к управляющей компании ООО «АМ Ритейл» с требованием предоставить доступ к документам фирмы. Результат рассмотрения данного дела также пока неизвестен.
Разборки по-братски
Примечательно, что как только в СМИ просочилась информация о возможном корпоративном конфликте, мобильное приложение «Ароматного мира» перестало работать. Пользователи-участники программы лояльности увидели странные сообщения: «Все магазины «Ароматного мира» прекратили свою работу. Извиняемся за неудобство». По информации покупателей, в магазинах перестали работать и сами карты лояльности.
Представители «Ароматного мира» в официальных комментариях всячески отрицают какую-либо связь этих событий с судебными разбирательствами между братьями Задориными. Историю с мобильными приложением и программой лояльности назвали техническим сбоем. Также в команде «Ароматного мира» объявили о том, что в ближайшее время у компании появится новый сайт и новое мобильное приложение.
С опровержением выступил и гендиректор «АМ Ритейл» Владислав Кардашев, заявивший, что компанию продавать сейчас не планируют, а иски от Валерия Задорина – это «цивилизованный способ разрешения разногласий».
В то же время, как предполагают юристы, прошлогодний иск Валерия Задорина может быть связан с тем, что ему якобы было отказано в праве получить информацию о деятельности компании.
Если данное предположение верно, то история выглядит более, чем странно, учитывая, что Валерию Задорину принадлежит 32,5 % в «АМ Ритейл». Еще 57,5% у его брата Павла Задорина. Оставшиеся 10% разделены между Александром, Михаилом, Анной и Софией Задориными, которые, предположительно, являются детьми братьев-основателей бизнеса.
Второй иск, поданный лично против Павла Задорина, по предположению юристов, может касаться некой сделки, которую истец считает убыточной для бизнеса.
«Лента» присматривается к алкоголю
«Ароматный мир» сегодня является одной из крупнейших алкогольных сетей в стране, состоящей из более тысячи магазинов, расположенных в московской агломерации, Санкт-Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде, Воронеже и других городах.
По неофициальной информации, приобретением «Ароматного мира» могли интересоваться представители «Севергрупп», контролируемой миллиардером Алексеем Мордашовым. Определенный резон в этом действительно может быть: все дело в том, что розничная сеть «Лента», которой владеет «Севергрупп», не очень удачно запустила специализированные магазины «Вингараж». Сеть алкомаркетов не показала ожидаемой рентабельности. Так что покупка «Ароматного мира» вполне вписывается в стратегию развития «Ленты». Более того, опубликованная еще в 2021 году стратегия компании как раз предусматривает заключение подобных сделок.
Президент Украины Владимир Зеленский высказался о завершении боевых действий, заметив, что это возможно уже в 2025 году, если избранный президент США Дональд Трамп предпримет определенные шаги.
И в «Ленте», похоже, продолжают придерживаться именно этой стратегии. Так, в декабре прошлого года ритейлер объявил о покупке сети магазинов дрогери «Улыбка радуги».
Аналитики рынка также рассматривали «Ленту» в качестве возможного интересанта по приобретению сети гипермаркетов «О’Кей». Напомним, что в начале этого управление магазинами было отдано команде менеджмента ритейлера. Данный шаг аналитики рынка рассматривали как возможное промежуточное звено в ходе поиска нового собственника.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что в последнее время сеть несет серьезные убытки из-за высокой закредитованности. По итогам 2023 года кредиторская задолженность ООО «О’Кей» составила 57 млрд рублей. В первом полугодии прошлого года чистые финансовые расходы компании выросли еще на 23,7%, в основном за счет рост процентной ставки.
В неофициальных комментариях представители компании называли ритейлера «из пяти букв» (очевидно, имеется в виду именно «Лента») в качестве возможного покупателя актива.
В самой «Ленте», впрочем, данную информацию тогда не подтвердили.
А слухи о возможной покупке «Ароматного мира» и вовсе отвергают. Как писал «Коммерсант», со ссылкой на анонимные источники, близкие к «Севергрупп», полгода назад представители компании действительно интересовались возможной сделкой, однако затем интерес к активу пропал и сейчас переговоры не ведутся.
Монополизация ритейла продолжается?
В пользу версии о том, что покупкой «Ароматного мира» и по сей день могут интересоваться крупные игроки, говорит продолжающееся уже не первый год укрупнение рынка.
«Наша Версия» рассказывала о том, что только в прошлом году в ритейле случилось сразу несколько крупных поглощений. Помимо уже упомянутого приобретения «Улыбки радуги», та же «Лента» купила сеть «Монетка», работающую на Урале и в Западной Сибири. «Магнит» приобрел долю в компании, управляющей 291 магазином на Дальнем Востоке.
Несколько крупных приобретений сделала также X5 Group. Среди них – покупка сетей «Виктория» и «Дешево», работающих в Москве, Московской и Калининградской областях, магазинов «Покупочка», «ПокупАлко» и «Га-Га» в Южном федеральном округе, магазинов «Амба» в Хабаровском крае.
С другой стороны, покупка сети алкомаркетов в нынешних условиях может оказаться не столь выгодной, как представляется на первый взгляд. Время взрывного роста магазинов такого формата уже прошло, констатируют эксперты. А все новые и новые законодательные ограничения существенно усложняют работу алкосетей. «Открывать новые точки из-за перенасыщенности рынка просто нерентабельно», – считает глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, прогнозируя также снижение потребления спиртного в ближайшей перспективе.