Версия // Бизнес // Количество российских транспортных компаний может уменьшиться в два раза

Количество российских транспортных компаний может уменьшиться в два раза

1325
В разделе

К такому выводу пришли эксперты. В начале июня 2022 года Руслан П., генеральный директор группы транспортных компаний, заявил, что в этом году число российских предприятий данной отрасли может сильно сократиться. Впрочем, добавляет он, вряд ли следует ждать массовых процедур банкротства.

Как теперь будут вестись грузоперевозки в России

Руслан П. рассказывает: "Есть мнение, что теперь российские предприятия будут массово объявлять себя банкротами. Я с ним не согласен. Да, ситуация с грузовыми перевозками определённо стала сложнее. Это может отразиться на некоторых компаниях, кому-то даже придётся прекратить свою деятельность. Но это будут не все и даже не большинство".

Мнение своё предприниматель объясняет тем, что у многих компаний есть имущество - автомобили и прицепы. Банкротство невозможно именно из-за того, что компании в любой момент могут начать распродавать это имущество. Да, это поможет избежать статуса банкрота, но из-за этого может уменьшиться и количество перевозочных предприятий.

О каких ещё проблемах рассказал Руслан П.? Он отметил, что в стране снизился запрос на транспортировку грузов, упала торговля и потому возить приходится меньше. Это не значит, что наступило время отказаться от части грузового транспорта или вовсе его продать. К такому решению компании могут прийти позднее - и то не факт, что это всё же произойдёт. Пусть, по словам директора, автомобилей сейчас заметно больше, чем товаров, которые нужно транспортировать.

Изрядной частью перевозок, от которых пришлось отказаться, были трансграничные - в 2021 году многие предприятия перевозили товары в Россию и из неё. Сейчас международная торговля заметно сократилась, и в основном грузы идут из одних городов нашей страны в другие. Спрос на некоторые товары внутри России повысился, а популярность других, наоборот, сильно упала.

В 2021 году автомобилей очень не хватало

Руслан П. утверждает, что в прошлом году ситуация была диаметрально противоположной. Товаров было очень много - настолько много, что транспортные компании испытывали нехватку автомобилей. В связи с этим предприниматели начали скупать машины дополнительно, тратили на это большие суммы денег. То и дело было слышно о каких-то планах на расширение деятельности предприятий. Но теперь этим планам не суждено сбыться.

Зато излишки машин могут быть проданы, если предприятие испытывает недостаток в деньгах. Ни о каких дополнительных покупках техники пока речи не идёт - часть компаний просто "останется при своих", а часть избавится от половины автопарка.

Почему автоперевозки были так популярны

Ближайший конкурент среди сухопутных способов доставки - транспортировка железной дорогой. Как железнодорожные, так и автомобильные перевозки всё это время были довольно популярны, активно используясь и для внутреннего, и для международного сообщения между поставщиком и продавцом.

Но железнодорожный способ имел ряд недостатков - такие дороги располагаются далеко не везде, в отличие от автодорог. Это может создавать неудобства, потому компании, специализирующиеся на транспортировке грузов автомобилями, стали популярнее. Организовать такие перевозки проще: авто легче приобрести в собственность, чем поезд, а следовательно, отвезти товар можно в любой момент, а не подстраиваться под железнодорожные маршруты.

Что сейчас ждёт индустрию

По теме

Мнения по этому вопросу - противоположные. Кто-то уверен, что кризис в этой отрасли продлится недолго и уже через несколько месяцев дела пойдут на лад. Другие, наоборот, считают, что трудности затянутся надолго, снижение спроса на международные грузоперевозки носит постоянный характер, а автомобили ещё не скоро понадобятся в таком количестве, в каком они имеются у предприятий.

Ещё весной 2022 года в интернете начали появляться статьи, в которых транслировался оптимистичный взгляд на автомобильные грузоперевозки в России. Рассматриваются несколько факторов, которые могут повлиять на стоимость этой услуги. Логистик, по утверждению авторов, может заметно подорожать со временем. Этому способствует постепенное восстановление торговли после связанной с пандемией изоляции, подорожание топлива, недостаток транспортных средств и нехватка водителей, которые могли бы ими управлять.

Другими словами, этот процесс состоит как бы из двух фаз: сначала транспортных средств хватает - но с избытком, и потому их приходится продавать или избавляться от них каким бы то ни было другим способом - за ненадобностью и из-за потребности в деньгах. Затем услуга опять становится популярной - спрос на международные и внутренние перевозки опять растёт, а автомобилей не хватает, как и водителей.

Прогнозы специалистов основываются, в том числе на статистике. Если по ней заметно, что спрос действительно начинает расти, то есть большая вероятность того, что он продолжит рост в течение следующих месяцев, года или ещё какого-то промежутка времени (зависит от способа ведения статистики). Ведётся она и по отдельным регионам - особенно в крупных странах, таких, как Россия. Например, в 2020 году по сравнению с 2020 спрос на коммерческие грузоперевозки в Хабаровском крае поднялся на 79%, а в Забайкалье - на 152%. Это было связано, как считают эксперты, с наращиванием импорта из Китая, с которым эти области граничат.

В 2022 году наблюдается устойчивое падение такого спроса. И дело вовсе не в импорте из Китая, с которым Россия до сих пор сохраняет хорошие отношения и рассматривает эту восточную страну как торгового партнёра. Хотя ввоз товаров из этого государства тоже в последнее время "просел".

Это даёт возможность утверждать, что в будущем рынок коммерческого транспорта, как и собственно перевозок, ещё некоторое время будет падать. После того как экономическую ситуацию в мире удастся стабилизировать, есть вероятность роста. Но пока неизвестно, какой это будет рост: небольшой и малозаметный либо резкий, как наблюдался в середине 2020 года по отношению к некоторым активам.

Каким был 2021 год для отрасли

Основатель биржи ATI.su, рассказывает, что прошлый год отметился значительными переменами для индустрии грузовых перевозок. Прежние схемы логистики, которыми здесь пользовались в течение десятилетий, перестали работать, и пришлось искать новые пути, чтобы подстроиться под текущую ситуацию. Компании стали менять бизнес-модели, но нельзя сказать, чтобы это оказало какое-то отрицательное влияние на рынок в целом. Наоборот, во многих регионах страны импорт увеличился, а это значит, возросло и количество заказов для транспортных предприятий.

Но не всё так оптимистично: тот же основатель утверждает, что услуги перевозчиков подорожали, и по прежним ставкам уже тогда мало кто соглашался работать. Но как раз это явление легко можно объяснить: дорожало топливо, и водителям нужно было как-то его окупать и работать не в убыток.

Уже в 2021 году стало не хватать и самих водителей. Люди уходили на другие работы, кто-то просто увольнялся. Он считает, что дефицит кадров будет ощущаться ещё долго.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.07.2022 07:42
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх