Версия // Бизнес // Как Uber и Airbnb ищут себе место под солнцем ЕС

Как Uber и Airbnb ищут себе место под солнцем ЕС

2602

Двигатели прогресса

В разделе

Еще недавно использование современных экономических платформ, таких как Uber и Airbnb, было сопряжено с рядом проблем в связи с тем, что европейские страны не имели единого подхода к регулированию такого бизнеса. ЕС, наконец-то, представил документ, в котором изложил руководящие принципы для своих членов, мягко убеждая их, что «совместная экономика», как называют ее чиновники, – это положительная практика, которую не следует запрещать.

Вообще говоря, рекомендации, содержащиеся в резолюции Европейской комиссии, не особенно дружелюбны к Uber и Airbnb. Но, по крайней мере, комиссия разработала подобие единого подхода, который облегчит подобным платформам процесс прогнозирования роста и расходов, что ранее было практически невозможно.

ЕК оценила совокупный валовой доход платформ в 2015 году на уровне 28 млрд евро, что не так много – их потенциал оценивается в более чем 500 млрд евро. Как утверждают в Евросоюзе, этот потенциал должен иметь возможность развиваться: «Абсолютные запреты и количественные ограничения деятельности обычно являются крайней мерой и должны применяться только в том случае, когда менее жесткие меры не могут обеспечить должного результата».

Но затем комиссия описала свое видение менее жестких ограничительных мер, которые продемонстрировали, что взгляды в Европе далеки от стиля Силиконовой долины.

Документ ЕС призвал страны блока учитывать три важных различия:

• профессиональных и случайных поставщиков услуг;

• организации и независимых операторов;

• а также платформы, которые только предоставляют информацию о вспомогательных услугах, и те, которые обеспечивают предоставление основной услуги.

Продвигая свои интернет-сервисы, американские компании утверждали, что лишь предоставляют платформу для поставщиков услуг. Однако убедить в этом чиновников им так и не удалось, в том числе и на родине, хотя в США они и добились некоторой свободы действий. Руководство ЕС не является обязательным к исполнению, но Европа, кажется, будет более требовательной.

Uber, например, удалось урегулировать судебные процессы, которые заставили бы его оформлять водителей в качестве сотрудников и предоставлять им соответствующие льготы в США. Руководство ЕС опирается на довольно строгое определение работника, данное Европейским судом: «Существенной особенностью трудовых отношений является то, что в течение определенного периода времени человек предоставляет услуги под руководством другого лица, за что получает вознаграждение». Другими словами, если поставщик сервиса не самостоятельно определяет размер вознаграждения и условий труда, то существуют трудовые отношения. Такая трактовка фактически лишает Uber пространства для маневров: именно сервис устанавливает правила и цены.

Согласно одному из документов, подготовленных Европейской Комиссией как основа для руководства, в качестве поставщиков услуг на европейском рынке краткосрочных контрактов работают около 900 000 человек. Если будут применены разработанные правила, то это число вряд ли существенно возрастет, но такие рабочие места, вероятно, помогут снизить уровень безработицы в Европе.

Airbnb сталкивается с другой проблемой. Недавний отчет Penn State (он финансируется представителями гостиничной индустрии, а потому, возможно, не вполне надежен) показал, что на людей, сдающих в аренду дома, приходится 40% от дохода на Airbnb. В некоторых крупных городах США большую часть дохода Airbnb генерируют профессиональные риелторы, сдающие недвижимость 365 дней в году. Европа, вероятно, не потерпит, этого: домовладелец, ведущий себя подобным образом, по европейским правилам будет квалифицироваться как «трейдер», что потребует лицензирования и сопутствующих хлопот. Кроме того, ЕС, кажется, более благосклонно относится к долгосрочной аренде: многие крупные европейские города испытывают острую нехватку жилья при масштабном турпотоке, поэтому распространение краткосрочной аренды может повлиять на качество жизни.

По теме

Возможно будет использован подход, который, к примеру, применяется в Сан-Франциско, где собственность не может быть сдана в аренду на срок более 90 дней в году. Он более мягкий и разумный, чем правила в некоторых европейских городах.

В Берлине недавно вступил в силу закон, который запрещает краткосрочную аренду квартир без разрешения городских властей и вводит штраф в размере 100 000 евро. Жилье для долгосрочной аренды, как известно, найти в немецкой столице затруднительно, и ситуация осложняется недавним притоком беженцев. Поэтому власти сделали жизнь для Airbnb куда сложнее, чем считают в Брюсселе.

Другие города имеют более странные правила. Барселона, например, запретила сдачу в аренду туристам свободных комнат в квартире – полная противоположность Санта-Монике, где правила требуют, чтобы хозяин, предлагающий жилплощадь на площадке Airbnb, жил в помещении все время. Каталонская столица требует от хозяев регистрировать собственность в качестве отеля и придерживаться всех правил, разработанных для этих заведений.

Если европейские города начнут придерживаться более мягких принципов, изложенных в руководстве ЕК, Airbnb будет легче расти на этих рынках, не сталкиваясь с юридическими рисками. Такое единообразие, однако, весьма маловероятно в ближайшем будущем: почти каждый крупный город может утверждать, что его ситуация достаточно индивидуальна, чтобы оправдать жесткие ограничения или запреты.

Руководство ЕС склоняется к тому, чтобы определять как «трейдеров» лиц, которые предоставляют услуги через интернет-платформы, будь то Airbnb, Amazon's Mechanical Turk или дизайн площадка CoContest, что влечет за собой юридическую ответственность за предоставленные услуги. Это еще один шаг на пути к зачислению их в ряды малого-бизнеса. Можно утверждать, что Uber предоставляет базовую услугу такси, а не только информацию для водителей и пассажиров, что позволяет воспринимать сервис как предприятие. Это особенно важный вопрос. Согласно опросу Eurobarometer, непонимание того, кто будет нести ответственность в случае возникновения проблем, является самой большой проблемой европейских потребителей при пользовании услугами интернет-платформ.

И наконец, ЕС указывает на то, что налог на добавленную стоимость, который существует повсюду в Европе, должен начисляться и на услуги, купленные и проданные через платформы. Это, вероятно, приведет к тому, что платформы обяжут собирать налоги и выплачивать их правительствам. Руководство ЕС призывает правительства и компании «совместной экономики» сотрудничать в разработке схем, которые позволят этого добиться.

Даже если выпущенное ЕК руководство не повлечет каких-либо немедленных изменений (европейская бюрократия, как известно, движется медленно), американские сервисы, большие и малые, должны готовиться к более жестким правилам регулирования их деятельности в ЕС.

В целом, европейская бюрократия не желает рассматривать большую транспортную компанию, такую как Uber, в качестве рынка независимых водителей, а Airbnb Брюссель не готов воспринимать как нечто иное, чем гостиницы. И власти ЕС хотят адекватной защиты клиентов и налоговых поступлений. Со временем правила, регулирующие услуги, продающиеся по всему миру через приложения, адаптируются, но их экономика не будет сильно отличаться от традиционной экономики. Это, вероятно, будет благом для потребителей, но не поспособствует экспоненциальному росту операторов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.06.2016 23:16
Комментарии 0
Наверх