Версия // Бизнес // Как «Крымский титан» Дмитрия Фирташа получает из Украины сырье для работы

Как «Крымский титан» Дмитрия Фирташа получает из Украины сырье для работы

10718

Если нельзя, но надо

Разгрузка VENTO, порт Хопу
https://www.ukrrudprom.com/analytics/Kak_ilmenit_gosudarstvennoy_OGHK_okazalsya_v_Krimu.html
В разделе

Украинские политики опять упомянули возможность подачи днепровской воды в Крым, по руслу полуразрушенного Северо-Крымского канала. Премьер-министр Денис Шмыгаль условием подачи воды назвал возможную гуманитарную катастрофу: «Конечно, Украина где угодно, в Крыму или где в другом месте, будет обеспечивать украинцев водой и всем необходимым, медикаментами, едой и так далее». При этом он подчеркнул, что возобновление подачи воды в Крым для нужд местной промышленности невозможно.

Нужды местной промышленности

Интересно, считает ли украинская власть «местной промышленностью» химические заводы, расположенные на севере Крыма. Завод, выпускающий двуокись титана (бывший «Крымский титан»), и Крымский содовый завод, перерегистрированные в российском правовом поле, до сих пор фактически принадлежат украинскому олигарху Дмитрию Фирташу. Оба предприятия потребляли большое количество днепровской воды, но шесть лет назад, после перекрытия Украиной канала, перешли на подземные источники, которые теперь истощены и засолены. Моногорода Армянск и Красноперекопск, привязанные к химзаводам, и окрестные села из-за недостатка питьевой воды действительно близки к гуманитарной катастрофе, а два года назад в Армянске из-за пересыхания озера-отстойника уже случилась масштабная экологическая катастрофа.

Для того чтобы работал «Крымский титан», мощности которого теперь арендует московское ООО «Титановые инвестиции», кроме воды и серной кислоты нужен еще и ильменит – руда, содержащая титан. Все годы своего существования завод получал сырье с Украины, с Иршанского карьера в Житомирской области. Содержание двуокиси титана – TiO2 – в нем достигало 60 - 62%, производитель сырья был в аренде у переработчика, руду возили по железной дороге.

Откуда дровишки?

После 2014 года железнодорожное сообщение с Крымом Украина прекратила, но руда каким-то образом продолжала попадать на завод. В приватных беседах те депутаты Госсовета Крыма, кто был в теме, намекали, что сырье продолжают возить оттуда же, но контрабандой. Под запись не говорили ничего. Потом появилась версия о том, что ильменит возят морем из Индии, но она «не билась» с отчетами Крымстата о внешней торговле. На днях в украинской прессе резко всплыла тема поставок житомирского ильменита в Крым – со сложной логистикой, датами и фотографиями.

Чтобы лучше понять запутанные многоходовые связи, напомним: украинским предприятиям запрещено торговать с Крымом, тем более что Иршанский ГОК теперь через акционерное общество «Украинские полиметаллы» принадлежит государственной Объединенной горно-химической компании (ОГХК), а та – Украине через фонд госимущества.

Однако два судна – Vento и Souria (ходят под панамским и сирийским флагом соответственно) были замечены под погрузкой и разгрузкой ильменита в портах украинской Одессы, турецкой Хопы и крымской Феодосии. Кроме завода «Титан» эта руда в Крыму не нужна никому.

В один из дней июля, загрузив в Одессе 24 тысячи тонн ильменитового концентрата, сухогруз Vento направился было в Средиземное море. Но, выйдя из украинских территориальных вод, передумал и указал пунктом назначения небольшой турецкий порт Хопа, расположенный рядом с грузинской границей. Там ильменит выгрузили. Тогда же из сирийского порта Латакия вышло незагруженное судно Souria и направилось прямо в ту же Хопу, где стало под загрузку украинским ильменитом.

По теме

После чего сирийский сухогруз направился в порт Феодосии, но там причал был занят другим сирийским судном – Finikia, которое грузилось зерном. Souria неделю ждала в море, пока стала под разгрузку. Факты доставки украинской руды в Крым становились известны и раньше, только тогда в ильменитовых схемах использовались другие турецкие порты – Самсун, Дериндже, Амбарли.

В сентябре 2018 года, например, прошла информация о судне «Нефтерудовоз-50М», которое в турецком порту Самсун приняло на борт груз украинского ильменита и доставило руду в порт Камыш-Бурун (Керчь).

Украинские журналисты-расследователи уверяют: давно работающая схема согласована со многими участниками, от руководства ОГХК, фонда госимущества до правительства и офиса президента.

Глава правления ОГХК Питер Дэвис информацию о поставках ильменита с Иршанского ГОК в Крым опроверг: «Концентрат ильменита, о котором идет речь в фейковой новости, был реализован немецкому контрагенту. Контрагент выполнил все обязательства перед ОГХК в полном объеме». По мнению Дэвиса, против предприятия ведется проплаченная информационная кампания, нацелена на дестабилизацию ситуации – чтобы помешать его подготовке к приватизации.

Статистики нет

Попытка найти объективные цифры, относящиеся к грузообороту морских портов Крыма, успехом не увенчалась. В данных, приводимых Ассоциацией морских торговых портов России, ни один из крымских портов не упоминается вообще.

В сообщении Росморречфлота говорится, что по итогам семи месяцев текущего года объём переработки грузов в морских портах РФ снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,1%, что связано с карантинными мерами весны и лета. А в морских портах Азово-Черноморского бассейна объём перевалки наливных грузов упал на 8,9%, но сухих грузов вырос на 9,8%. Возможно, эту прибавку дал именно ильменит.

Но интересный результат дала попытка найти ильменит в Крыму по простейшему запросу в поисковике. Ильменитовый концентрат с содержанием TiO2 не менее 58% (производства Украины) предложили с доставкой из Киева. Тут же он нашелся в продаже и у российской компании, дежурный оператор оказался на связи и предложил любую партию (казалось бы) дефицитного сырья: «Производство РФ, доставка с Краснодара».

Справка портала «Горная промышленность»: «В России в основном находятся неосвоенные месторождения, титановый концентрат из которых не производится, главным же производителем титанового сырья (ильменита, рутила) в СНГ является Украина…»

Если, несмотря не жестокие санкции брутальную риторику, для получения прибыли нужный товар регулярно доставляется по назначению, не появится ли скоро среди объявлений и «вода в Крыму, доставка из Киева»?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.09.2020 06:38
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх